Эвтаназия всегда вызывала множество вопросов, так как убийство человека — одно из самых тяжких преступлений. Но вот что делать, если человек сам желает своей смерти, так как его физические страдания не позволяют ему жить?
Жизнь человека считается самой большой ценностью, и в обществе принято оберегать её любой ценой. Но так ли важна святость жизни для человека, который сам желает с ней расстаться в связи с неизлечимой болезнью, которая причиняет боль ему и людям, которых он любит?
Что такое эвтаназия
Впервые об эвтаназии говорили еще в XVI веке — термин этот ввёл Фрэнсис Бэкон. Он был философом, политиком и учёным, но лучше всего его охарактеризуют его взгляды на познание бытия. Фрэнсис был сторонником строгого научного подхода, он предполагал, что при помощи научного метода можно объяснить всё. Будучи человеком науки, он действовал достаточно цинично — просто взвешивал все за и против и после принимал решение.
Под эвтаназией Фрэнсис понимал «лёгкую смерть», которую даруют, чтобы прервать страдания несчастного. Интересно, что сам Фрэнсис погиб на «боевом посту», а именно от простуды, которую он получил вследствие проводимого им эксперимента по изучению влияния холода на продукты и их сохранение. Своей работой он гордился даже при смерти — об этом свидетельствует его письмо близкому другу о том, что опыт удался.
Сейчас термин «эвтаназия» означает действия (или бездействие) для прекращение жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, по его просьбе.
Виды эвтаназии
Для того чтобы окончательно разобраться с проблемой введения эвтаназии, нужно рассмотреть её виды. В первую очередь разделяют пассивную и активную эвтаназию. Пассивная эвтаназия выражается в прекращении поддержки жизни пациента. То есть врачи, в случае выражения воли человека, перестают вмешиваться в болезнь и просто позволяют ему умереть. Такая форма эвтаназии распространена больше всего.
При активной эвтаназии врач сам выписывает, а иногда и вводит препараты, лишающие больного жизни. Многие споры о легальности эвтаназии касаются именно активной формы, ведь это фактически убийство или помощь в самоубийстве, а это является тяжкими преступлениями и незаконно. Такая форма эвтаназии разрешена в США, но далеко не во всех штатах.
Так, для эвтаназии необходимо соблюдение нескольких условий. Во-первых, неизлечимость болезни должна быть подтверждена минимум двумя независимыми специалистами. Во-вторых, необходимо, чтобы пациент был совершеннолетним. В-третьих, он должен быть вменяемым и находиться в здравом уме. В-четвертых, человек должен дать своё согласие на проведение этой процедуры не менее трех раз подряд. И в-пятых, прогнозируемый срок его жизни не должен превышать полугода.
Также различают добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольная означает необходимость наличия воли больного, притом зафиксированной документально. Но в случае, если больной не в состоянии проявить свою волю, например он находится в коме, тогда рассматривают возможность эвтаназии на основе воли родственников пациента.
Аргументы против эвтаназии
Так как тема эвтаназии существует уже много столетий, у неё появились как обоснованные плюсы, так и минусы. Всю проблематику вопроса, а также доказательства обеих позиций собрали в одном произведении А. А. Гусейнов и Р. Г. Апресян «Этика». Они рассматривали эвтаназию с позиции этики и рассуждали о том, стоит вообще её поддерживать или нет.
Первый аргумент был рассмотрен на фундаментальном понятии жизни как величайшей ценности.
Осуществляется выбор не между жизнью-страданием и жизнью-благом, а между жизнью в форме страдания и отсутствием жизни в какой бы то ни было форме.
Такая позиция опирается на отношение к смерти как к концу всего, а жизнь, хоть и в страданиях, лучше, чем ничто. Конечно, достоверного ответа на вопрос, что ждёт нас после смерти, нет. Есть только множество теорий. Но в рамках большинства из них жизнь всё равно намного предпочтительнее смерти. К тому же эта позиция заставляет размышлять о понятии «жизнь» и о том, стоит ли её ценить.
Из вышесказанного вытекает следующий аргумент против эвтаназии:
В рамках мировоззрения, признающего жизнь высшим благом, эвтаназия недопустима.
По мнению многих философов, сама жизнь является высшим благом, так как всё, что происходит с нами, невозможно без жизни. Эту позицию поддерживают и в большинстве демократических государств. Так, закон в первую очередь защищает право на жизнь любого человека и жестоко карает тех, кто посмел на неё покуситься. Право на убийство обычно есть лишь у государства, и для того, чтобы им воспользоваться, необходимы особые условия.
А все случаи применения эвтаназии рассматриваются как преступления, связанные либо с оставлением человека в опасности (пассивная эвтаназия), либо с помощью в совершении самоубийства — в случаях когда врачи выписывают больному препараты, а тот сам их вводит (активная эвтаназия).
Последним рассматривается аргумент против эвтаназии как преступления против этики. Лишение жизни, с какой стороны ни посмотри, не может быть оправдано с точки зрения этики. Убийства аморальны, и прибегать к ним нельзя ни в каких случаях.
Этот аргумент следует принимать во внимание в пределах практических решений, но нельзя, когда идет речь о нравственном оправдании самого акта эвтаназии.
Аргументы за эвтаназию
Несмотря на перечисленное выше, есть иная точка зрения. В связи с тем, что эвтаназия рассматривалась разными учёными и даже легальна в некоторых странах, есть аргументы и за её применение.
Да, жизнь, безусловно, прекрасное явление, но в чём её смысл, если она приносит одни страдания? Многие философы даже выделяли критерии смысла жизни в стремлении к счастью или в получении удовольствий. А если жизнь так ужасна, что человек задумывается о смерти, проживать её нет смысла.
Жизнь есть благо только тогда, когда в целом удовольствия превалируют над страданиями, положительные эмоции — над отрицательными.
Следующим аргументом в поддержку эвтаназии А. А. Гусейнов и Р. Г. Апресян выделяют жизнь как череду действий человека, направленных на получение блага и общение с другими людьми. Если человек не может реализовать свой потенциал и жить на всю катушку, то такая жизнь — это страдания, и не только телесные, но и внутренние.
Конечно, когда твоё существование не приносит тебе удовольствия, нужно определённо что-то менять. Сильные люди способны выдержать многое, для того чтобы исправить свою жизнь. Но есть случаи, когда не важно, как много ты прикладываешь усилий. Если ты болен неизлечимой болезнью и жить тебе осталось недолго, то и страдать более нет необходимости.
Жизнь можно считать благом до тех пор, пока она имеет человеческую форму, существует в поле культуры, нравственных отношений и разумности.
Терпеть страдания тела можно, но вот осознавать, что ты даже не будешь собой в своих мыслях — ужасно, и не каждый сможет жить с этим. К тому же так будут страдать еще и близкие больного, а это может быть хуже всех болезней в мире. Для людей, что предпочтут смерть таким мучениям, и существует эвтаназия.
Последний из аргументов основан на более циничном подходе к жизни. Поддержание жизни — это дорогостоящий процесс, и многие не хотят обременять своих близких на денежную кабалу. Понимая, что уже никогда не очнётся, человек приходит к осознанию того, что он станет обузой для любящих его людей.
Поддержание жизни на стадии умирания требует больших финансовых затрат.
За долгие годы отношение к эвтаназии сложилось разное, и до сих пор точного ответа на вопрос, стоит ли её легализовать, не существует.