У всех изобретений на свете есть два пути: исчезнуть в истории или стать феноменом вне времени. Виниловые проигрыватели как раз из последних. Посуди сам: первый фоноавтограф был изобретен еще в 1857 году, а 160+ лет спустя мы все еще слушаем пластинки и охотимся за редкими лотами в магазинах и на блошках.
Конечно, современные проигрыватели совсем не похожи на старших братьев из XIX века, но принципы записи и воспроизведения звука почти не изменились. Предлагаем тебе погрузиться в историю винила. В статье вместе с британским брендом Alive Audio рассказываем, как эволюционировали проигрыватели и пластинки от появления к забвению в эпоху CD до перерождения через гедонизм и усталость от цифры.
Фоноавтограф, фонограф, рекордер и граммофон
Принято считать, что первый проигрыватель изобрел американец Томас Эдисон, но это не так. На самом деле он появился во Франции благодаря издателю Эдуарду Леону Скотту де Мартенвилю. Именно он в 1857 году открыл принцип звукозаписи, который позволил переносить музыку на носители.
В фоноавтографе Мартенвиля волна фиксировалась на специальный стеклянный валик, покрытый бумагой или сажей. Конструкция устройства тоже была почти привычная: звук с валика снимала игла и передавала на рупор.
Эдисон подхватил и развил этот принцип. Фонограф появился только через 20 лет — в 1877 году. Пластинок в нем еще не было, но вместо стекла валики делали из олова или дерева и покрывали фольгой и восковой бумагой. Звук получался чище, но конструкция все еще была чувствительна к повреждениям. Малейшая тряска или изменение температуры — запись портилась безвозвратно.
Ученые не сдавались. И вот еще двадцать лет спустя — считай, целое поколение попыток — американский изобретатель Эмиль Берлинер придумал записывать звук на плоский цинковый диск. Так появились первые пластинки и патент сразу на два устройства: рекордер и граммофон.
Из чего делали первые пластинки
Современные пластинки, разумеется, делают совсем не из цинка, а из винилита — особого сплава полимеров. От него и пошло разговорное «винил» в адрес носителей и способа звукозаписи.
Цинк продержался на правах «пластиночного» материала недолго. В основном, просим простить за каламбур, потому, что он ни разу не пластичный, — носители быстро изнашивались.
Сначала пластинки для граммофонов делали из природного каучука — эбонита. По свойствам он похож на пластик и легко поддается обработке, что облегчало создание копий. Однако натуральность помешала материалу стать популярным. Он быстро окислялся, на свету пластинки портились. Неудобно, дорого, для массового производства не подходит.
Так эбонит вытеснил шеллак — тоже органика, но без окисления и выцветания. Золотая формула была найдена, потому все, как говорится, закрутилось. Граммофоны, а чуть позже патефоны появились во многих домах, ресторанах, холлах клубов и театров, а музыка стала общедоступной.
Как гонка форматов погубила физические носители музыки
У шеллаковых пластинок было три минуса. Первый — они были достаточно тяжелыми и толстыми, особенно если сравнивать с современными носителями. Второй — на одну пластинку можно было записать только одну песню. Третий — они все еще достаточно быстро портились. Поэтому, чтобы продлить срок жизни пластинки (ведь ничего лучше шеллака еще не придумали), дорожку записывали сразу с двух сторон.
Как раз вместимость стала палкой о двух концах: помогла пластинкам развиться, но в конце концов на долгие годы загнала ее на звукозаписывающую галерку.
- Битва за звукоместо подтолкнула инженеров изобрести сперва стереозапись на одной канавке, а после — винил как материал для пластинок. С годами менялся диаметр дисков, скорость их вращения и даже технология записи звука. Материал — практически никогда, хотя в СССР встречались и экзотические варианты вроде кустарных записей на рентгеновские снимки.
- И эта же гонка оставила в истории большое количество «мертворожденных» изобретений. Например, тефифон — устройство на стыке пластинок и кассет. Они появились в 40-е годы, были дико популярны в 50-е, но быстро перестали окупаться, и в 1965 году последний завод тефифонов в Германии закрылся.
В итоге война форматов привела меломанов за руку к CD-дискам, на которые помещалось уже не пять или десять, а до сотни песен. Жизнь их, правда, оказалась гораздо короче, чем у пластинок: с 1982 по 2011 год с пиком продаж в 90-е и нулевые. Только в 1999 году продажа дисков принесла США 13 млрд $.
Резкий спад интереса к дискам произошел из-за открывшегося в 2008 году Spotify. Стриминговые платформы уже вообще ничем не ограничивали слушателя, подписка на цифровую аудиобиблиотеку открывала доступ к бесконечному (на фоне флешек, CD и пластинок) количеству песен. Она же помогла бороться с пиратством, ведь легальный доступ к музыке мог получить кто угодно, — нужен лишь интернет.
Почему виниловые проигрыватели снова популярны
Проигрыватели и виниловые пластинки — это не только знаковый элемент ретрокультуры. Хотя не без этого. Любовь к вещам с историей — хобби, идущее с людьми бок о бок уже не одно поколение, и пластинки стали его органичным продолжением.
Во многом винил превратился в символ протеста против быстрого потребления — стал частью slow-life, гедонизма и синонимом хорошего вкуса. Аналоговый звук действительно существенно отличается от цифрового: и в профессиональном смысле, и на уровне обывателя. Ты никогда не перепутаешь проигрыватель с колонкой, даже если не будешь их видеть, так как звук разный почти на тактильном уровне.
То же и с записью. «Живые» инструменты всегда выиграют у цифровых, и винил помогает раскрыть их в полной мере. Для интереса включи концептуальный альбом «Tranquility Base Hotel & Casino» Arctic Monkeys. Оценить плотность звука можно даже в наушниках, на проигрывателе краски станут еще насыщеннее.
Людям нравится обладать уникальными вещами, а в цифре сделать это практически невозможно. Если только не использовать NFT, и то с оговоркой. Пластинка (особенно если это ретровещь, еще особеннее — если уникальная редкая копия) дает коллекционерам шанс стать владельцем истории.
Одним словом, романтика, которая овевает винил уже не одно столетие, объединяет людей любовью к музыке и не собирается прекращать.
Бренд Alive Audio как точка притяжения меломанов
Alive Audio родился на фестивале «Коачелла», где познакомились его создатели — Гарри Эванс, Айла Тейлор и Ноа Робертсон. Вместе они решили создать музыкальный бренд, способный если не перевернуть мир, то серьезно его изменить.
Основная идея Alive Audio — дарить эмоции и настроение через качественный звук и стильные проигрыватели, которые легко вписать в любой интерьер. Есть как современные дизайны, например компактные колонки Journey, так и классические модели, повторяющие стиль устройств прошлого.
Виниловый проигрыватель Alive Audio Great Gatsby из таких — его одинаково легко представить в парижском салоне Гиппиус, в Rockfield Studios, в джаз-клубе Нового Орлеана, в квартире меломанов 80-х, в современном лофте, баре или даже в офисе.
Функционал этому тоже способствует. Все проигрыватели бренда Alive Audio поддерживают разную скорость вращения и диаметр виниловых пластинок. Это позволяет слушать песни как со старых, так и с новых носителей. Причем даже редкие записи можно ставить без страха — ременной привод и функция автостопа позволяют вращать пластинку плавно и останавливать, когда игла доходит до конца дорожки. Сама она керамическая и с алмазным наконечником — почти не тупится и не царапает канавку. В начале прошлого века такое сложно было представить.
Если ты еще не успел обзавестись большой коллекцией винила, сможешь стримить любимые треки со смартфона. С техникой Alive Audio мир музыки становится по-настоящему безграничным.
Реклама
ООО «Бизнес фабрика»
LjN8KDVkj
Комментарии
(0)