Эффект доктора Фокса, или Как обмануть кого угодно

Никита Моисеев
07 сентября, 2020
10.5k
0
Образ жизни
в избранное
Ты знал, что наш современник стал особенно чутко относиться к слову, однако диалогический контекст неумеренно осознаёт пастиш. Развивая эту тему, субъективное восприятие диссонирует амфибрахий. Диахрония фонетически начинает конструктивный образ. Мифопоэтический хронотоп, на первый взгляд, семантически вызывает мифологический полифонический роман.

Если ты не понял, о чём мы, то ты не глуп, ведь этот текст не имеет смысла. Понять это несложно, так как ты его читал или, скорее, просто просмотрел. Но совсем другое дело, если бы ты его услышал. Желательно в аудитории, полной других людей, а еще лучше — от уважаемого учёного с множеством регалий и наград, который умеет красиво говорить. Вот в этом случае ты, скорее всего, был бы восхищён такой лекцией, и тому есть причины.

Всеми уважаемый доктор Фокс


Однажды в далёком 1970 году Д. Нафтулин, Дж. Уор и Ф. Донелли решили провести эксперимент, чтобы выяснить, как манера чтения лектора влияет на восприятие материала слушателями. Для этого они позвали кучу народа и усадили их в большом зале. Темой встречи стала теория игр, а ведущий специалист, которого пригласили для этой встречи, был «именитым учёным» с множеством научных трудов, а именно сам доктор Майрон Фокс. Его роль попросили сыграть одного тогда еще популярного актёра.

Для того чтобы эксперимент показал наиболее точные результаты, приглашённые являлись людьми, для которых тема лекции была очень хорошо знакома. В основном это были психологи, социальные работники, психиатры и прочие образованные люди. Перед началом всего мероприятия им представили доктора — и вот лекция началась.

Майрон Фокс выступал долго и эффектно. Каждую свою фразу он наполнял эмоциями, активно жестикулировал и прибегал к прочим приёмам по работе с толпой. При этом актёр в теме не понимал ничего, текст его работы был написан заранее и содержал огромное количество противоречий и белиберды. Но несмотря на это, когда он закончил читать, зал разразился аплодисментами.

Д. Нафтулин, Дж. Уор и Ф. Донелли провели опрос среди участников эксперимента, и большинство высказалось положительно о лекторе и самом материале. Несмотря на то, что Майрона Фокса никогда не существовало, некоторые даже говорили, что ранее читали его работы, и они им очень нравились. Доктора и профессора фактически стали жертвами обмана, но не смогли заметить этого. Так экспериментаторы пришли к выводу, что при работе с аудиторией не важно, что ты говоришь, — важно лишь как.

«Не верю!»

Конечно, в результатах исследования были уверены далеко не все. Так, спустя несколько лет некие Э. Пеер и А. Бабад решили устроить свою психологию с блек-джеком и экспериментами. Они провели лекцию, на которой показывали запись доктора Фокса. Эффект был тот же: от лекции люди были в восторге.

После учёные меняли некоторые переменные в своих исследованиях, пытаясь подтвердить или опровергнуть теорию. В некоторых случаях выступления проводились перед студентами университетов. Предполагалось, что их незакостенелое сознание сможет определить подвох, но нет.

В другом случае перед показом записи аудитории не сказали, кто будет выступать. Так без мнимого авторитета доктора Фокса его слова должны были быть тут же подвержены критике, но опять провал: всем нравилось то, что они видят. Даже после изменения самого опроса и добавления уточняющих формулировок с просьбой объяснить, научился ли чему-то человек, всё равно больше половины слушателей отвечали утвердительно. Другие же говорили, что просто поражены самим лектором и, хотя они ничему не научились, им всё понравилось.

Кто пользуется эффектом доктора Фокса


Подтверждение результатов первого эксперимента для всего научного сообщества психологов стало настоящим переворотом. Многие концепции и теории были пересмотрены. Но не только учёным было над чем подумать. Множество людей, которые работают с большой аудиторией, были рады этому открытию, ведь теперь можно было точно сказать, что неважно, как хорошо ты разбираешься в материале, главное — это его подача.

Эффектом Фокса стали пользоваться на разных тренингах, практиках, лекциях, собраниях — везде, где человеку нужно было много говорить. После таких «посиделок» люди всегда выходили довольные, а сам лектор подсчитывал прибыль и готовил следующий материал, в котором пользы ни на грош.

Конечно, не только ради обмана можно применять данный психологический эффект — всё зависит от взглядов и желаний самого выступающего. Таким образом можно привлечь внимание ко многим важным проблемам современности. Людям не особо хочется слушать про озоновые дыры, экологию и прочие важные, но невесёлые вещи. А вот если этот материал подан правильным образом и в нужное время, то он сможет привлечь внимание лучше, чем самые точные исследования или прогнозы.

Как с этим бороться

Всё вышеперечисленное, конечно, не значит, что все люди ведутся на хорошо поставленные выступления. Некоторым важны суть и смысл сказанного, а не красота речи. Эффектом доктора Фокса сейчас пользуются все кому не лень, а значит, нужно быть всегда готовым проверять услышанное и учиться улавливать суть разговора, чтобы не стать жертвой мошенников. А в этом тебе поможет только развитое критическое мышление и умение задавать вопросы.

8 явных признаков, что человек пытается запутать или обмануть тебя