Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу подарил миру более 60 пьес и рецензий, написанных им в течение жизни. Его талант был по достоинству отмечен Нобелевской премией по литературе в 1925 году и премией Оскар. Шоу считается вторым по величине (после Шекспира) драматургом в английском театре, и сейчас с трудом верится, что на протяжении долгих лет его работы отвергали, и десятки редакций закрывали двери перед будущим великим писателем, романистом и драматургом. Но тем не менее это так.
Я думал, друзей теряют в ссорах, а они просто растворяются во времени.Джордж Бернард Шоу родился в Дублине (Ирландия), 26 июля 1856 года. Он был третьим и самым младшим ребенком в семье торговца зерном и профессиональной певицы. Именно мать смогла привить Бернарду с самых ранних лет любовь и уважение к миру искусства, музыки и литературы. Они частенько посещали спектакли, совершали регулярные визиты в Национальную галерею Ирландии, также мальчик присутствовал практически на всех выступлениях матери в опере.
В 1872 году она сбежала от своего скучного мужа с любовником и взяла с собой двух сестер будущего писателя, а сам Бернард остался в Дублине с отцом, который нередко топил свое горе в бутылке.
Школьное образование абсолютно не устраивало юного Шоу, и он искал знаний в книгах таких мастеров, как Диккенс, Шекспир, Беньян, и многих других. Гораздо позднее система образования станет частым объектом для жесткой сатиры и критики, автор начнет писать о том, что в школах абсолютно всем наплевать на духовное развитие детей. Также в своих работах он особенно жестко критикует общепринятую систему физического наказания в школе.
Когда Бернарду исполнилось 15 лет, он начал самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, устроившись клерком по продаже земли, а затем стал кассиром на долгих 4 года, но эта рутинная работа была настолько противна Шоу, что он не выдержал и, бросив все, уехал к матери и сестрам в Лондон. Семья приняла его очень тепло, мать поощряла его любовь к литературе и писательству. К сожалению, в то время все его работы были отвергнуты самыми разными редакциями. В Лондоне он написал 5 романов, которые так никто и не опубликовал.
Поле череды провалов и неудач Шоу обратил свое внимание на политику и деятельность британской интеллигенции. В 1884 году он пополнил ряды социалистической организации «Фабианское общество», целью которой была борьба за демократию не столько путем революции, сколько за счет тактики «постепенности» и мирных средств. Именно там он встретил свою будущую жену Шарлотту Пейн-Таунсхенд, на которой женился в 1898 году. Бернард стал активным участником социалистической группы и, вдохновившись правой идеей, написал известный трактат «Фабианские очерки социализма» в 1889 году. Некоторое время спустя Шоу начал работать над рецензиями на книги и произведения искусства, музыку и театральные постановки.
Вообще говоря, власть не портит людей, зато дураки, когда они у власти, портят власть.В 1895 он устроился на работу в газету «Saturday Review» как главный театральный критик. В это же время Шоу пишет первые пьесы собственного сочинения, которые позднее будут опубликованы в нескольких томах – «Неприятные пьесы» и «Приятные пьесы».
В первый том вошли такие произведения, как «Дом вдовца», «Профессия миссис Уоррен» и «Волокита». Мастерски и беспощадно орудуя реализмом, Шоу высмеивал лицемерие и капитализм, царившие в стране, тем самым найдя отклик в сердцах тысячи людей и увековечив себя навсегда в истории английской драматургии. В том «Приятных пьес» вошли «Война и человек», «Кандида», «Избранник судьбы» и «Никогда вы не можете сказать». Но даже само название цикла насквозь пропитано сатирой, а страницы – остроумием и резкой критикой буржуазной морали и идеалов.
К концу 19-го века, после публикации «Цезаря и Клеопатры» в 1898 году звезда гения засияла на полную катушку. Он выдавал один шедевр за другим. 1912 год подарил миру его знаменитого «Пигмалиона», который был экранизирован в 1938 году и выиграл премию Американской киноакадемии за сценарий произведения. В 1925 году Шоу получает Нобелевскую премию в области литературы, тем временем «Пигмалиона» адаптируют для Бродвея, и он становится невероятным хитом своего времени. В 1964 году эту пьесу снова экранизируют, с Рексом Харрисоном и Одри Хепберн в главных ролях.
Писатель умер в 1950 году в возрасте 94 лет от почечной недостаточности. Его тело было кремировано, а прах развеян вместе с прахом его жены.
Жизнь равняет людей; смерть выдвигает выдающихся.