Герои
16 июля, 2015

Джек Блэк: вся жизнь через призму рок-н-ролла

Джек Блэк — человек, чьи имя и фамилию благодаря «футурамскому» Бендеру и знаменитой карточной игре принято менять местами. Но как ты не меняй (Блэк Джек – Джек Блэк,) он всегда оставался и продолжает оставаться смешным увальнем со странными ужимками и рок-н-ролльной душой.

«На сегодняшний день мое единственное желание – раз и навсегда уничтожить волосы у себя на груди. Я считаю, что настоящий герой должен быть гладок телом.»

К нему можно относиться по-разному. Некоторых дико раздражают его бесконечные и однообразные кривляния в различных кинофильмах. Увы, но факт: Блэк везде довольно однообразен. Других, напротив, восхищает его неуёмная энергия и бьющая во все края экспрессия. А третьи… третьи просто не знают, о ком речь. И правда, мы не знаем героев эпохи, а надо бы. Только для начала не мешало бы узнать, кто Джек Блэк в первую очередь – музыкант с даром комика или актёр, подавшийся в комедию ради заработка, но в глубине души остающийся истинным рок-н-рольщиком.

В Голливуде – множество актёров, удовольствия ради записывающих пару-тройку альбомов. С Блэком дела обстоят иначе, он живёт музыкой. Да не какой-то там клубной галиматьёй или новомодным инди, а таким же безумным, как и он сам, как и его ужимки, рок-н-роллом. Для Блэка музыка – это ложечка божественной амброзии, а игра на гитаре приносит ему истинное удовольствие. Он настолько повязан на музыке, что даже женился на виолончелистке. Не зря лучшие роли Джека те, где ему приходилось появляться с гитарой наперевес, например, в «Фанатике», где он помогал герою Джона Кьюсака в его маленьком магазинчике дисков. Когда герой Блэка рассуждает о музыке, становится понятно, что всё это он знает не понаслышке. Ну, а легендарная «Школа рока»– визитная карточка Джеки.

Хотя в его фильмах наблюдается зашкаливающее количество фирменных ужимок, льющихся фонтаном из каждого второго эпизода, они не раздражают, поскольку слишком органично Блэк влился в эту роль. Толстоватый увалень изо всех сил старается выглядеть рок-звездой, как Энди Ван Хален, и у него это получается, ему искренне веришь и сочувствуешь. А почему? Да потому что ему и играть ничего не пришлось, он ведь сам по себе такой. Отчасти это показано в эпическом блокбастере «Медиатор судьбы», где всё-таки была большая доля автобиографичности. Два толстяка (а второго играл Кайл Гэсс, закадычный друг Джека, о котором ещё будет немало сказано) изо всех сил стараются стать звёздами, как Dio и Motorhead. И надо сказать, что Блэк, благодаря своей естественности, сумел-таки стать рок-воплощением Голливуда. К примеру, у того же Боуи это не получилось. Хотя их сложно сравнивать. Пока Блэк играл обаятельных недотёп, Боуи – надменных персонажей вроде короля гоблинов и Понтия Пилата.

«Я не могу отделить свою карьеру в кино от музыки. Если бы я не играл рок, то едва ли достиг бы чего-то в кино, и наоборот. Кино и рок-н-ролл – словно сиамские близнецы.»

Но что мы всё про музыку да про музыку. Гораздо раньше освоения первых аккордов наш герой получил опыт актёрского ремесла. Его путь начался в постановке Тима Роббинса в 1989 году на фестивале в Эдинбурге. Надо отдать должное главному герою «Побега из Шоушенка»: будучи известным актёром, он ставил пьесы, давая шанс малоизвестным лицедеям.

Первую роль в большом кино Джек получил также из рук Роббинса, в политической сатире «Боб Робертс». В забавном фильме, где высмеивались холёные американские политики, всё внимание было приковано к Роббинсу, который даже музыку к картине сам написал (не деятельность ли учителя вдохновила нашего героя на дальнейшие повороты в карьере?). На Блэка особо внимания не обратили, но старт был положен. Разумеется, герой-любовник из этого кривляющегося увальня получиться не мог, но режиссёры, казалось, не замечали его буйного комического нутра. Да и Джек не спешил его показывать. Сам посмотри на список фильмов, в которых он играл: «Водный мир», «Враг государства», «Шакал» (где ему пришлось бегать с оторванной рукой) – фильмы, где весёлого мало.

Были две комедии – безумная «Марс атакует», где он откровенно затерялся под сонмом звёзд первой величины, таких как Пирс Броснан, Джек Николсон, Денни Де Вито и Мартин Шорт. Вторая – спорный «Кабельщик», где ему выпала довольно заметная роль лучшего друга Мэтью Бродерика. Хотя от начинающего актёра, снимающегося только в эпизодах, никто не ждал яркой игры, лишь бы место забил. Персонаж Блэка был настолько грустным и худым, что даже начинаешь сомневаться, действительно ли это он? Впрочем, этот фильм никому не пошёл в зачёт, поскольку абсолютно все персонажи были раздавлены машиной юмора Джима Керри.

Свою настоящую минуту славы Блэк получил всё в том же «Фанатике», где впервые предстал перед нами в том виде, в котором мы привыкли его видеть. Не вышел из Джека серьёзный актёр, слишком уж он неестественно выглядел в этом амплуа. А тут, как в своей тарелке, да ещё успел показать талант музыканта. Фильм, конечно, держится на отменном сценарии и унынии главного героя в исполнении Кьюсака, но Джека заметили и начали всячески зазывать на комедийные роли в легендарные комедийные шоу. Согласись, было бы странно, если бы его не позвали хотя бы раз «Saturday Night Live». Уже тогда все поняли природу рок-н-рольного комика и начали активно звать его в различные шоу вроде «Primetime Glick», «The Osbournes» и на музыкальные и киношные церемонии.

А потом как гром среди ясного неба прогремела «Школа рока», где из школьников делал рок-группу тридцатилетний школьник-переросток. Непонятно, кто там был более инфантильным. С тех пор все – от малых детей до взрослых дядек, которым прельстила любовь Блэка к хорошему классическому року – полюбили его. А демонические брови стали неотъемлемой частью имиджа музыканта-артиста.

«Мне больше нравится быть королем детей, чем принцем дураков.»

Джек стал узнаваем и любим, его стали приглашать преимущественно в комедии, но неожиданно он начал хорошо смотреться в более-менее серьёзных фильмах. В «Кинг Конге» он просто не был похож на себя самого. И если в «Отпуске по обмену» немного выбивали из колеи ужимки актера, то в роли замученного проблемами кинематографиста он смотрелся идеально. Не подумай, что имидж Блэка держится на одном кривлянии. В славной комедии «Чёрная зависть» он сыграл блаженного добряка, верующего в искреннюю дружбу, без привычного набора фраз, выпученных глаз, демонически сведённых бровей и вокализов. Как и в озвучке главного персонажа «Кунг-Фу панды» по имени По. Милый увалень озвучивает милого увальня – всё на месте. Правда, казалось, что всё на месте и в «Путешествиях Гулливера», но эти ожидания обернулись номинацией на «Золотую малину». Мало того, что фильм вышел, мягко говоря, не очень (хотя есть мнение, что нельзя строго судить фильмы для семейного просмотра), так ещё и Джек Блэк, играющий вместо Гулливера Джека Блэка начал утомлять к концу фильма. Но где он не может утомить, так это в музыке.

Вернёмся в 1989-й год, в постановку Тима Роббинса. Тогда произошло легендарное знакомство между нашим героем, которому было только 20 лет, и тем самым Кайлом Гэссом, который был старше его на 9 лет. Поначалу актёры возненавидели друг друга, видя друг друга лишь конкурентами, но потом сдружились. Кайл был плохим актёром, но неплохим музыкантом, у Блэка дела обстояли иначе. В итоге они начали подтягивать друг другу недостающие навыки, и всё это вылилось в коллектив под названием Tenacious D. Вплоть до 1994 года у группы не было названия, и на одном из концертов они дали возможность публике выбрать коллективу понравившееся имя. Публика предложила множество вариантов, но большинство проголосовало совсем за другое название (история его не сохранила). Да-да, музыканты, что называется, «пропихнули» своего фаворита. Ну, а мы не против.

К 2000 году обнаружилось, что уроки Кайла не прошли даром. Джек начал петь, аки ангел, а уже в начале 2000-х, после появления в ряде сатирических шоу, группа начала давать вполне себе крупные концерты. Она уже зарекомендовала себя как сатирическая, и отступать было некуда. Серьёзные рок-баллады народ вряд ли бы понял, поэтому Блэку с Гэссом пришлось продолжить хохмить и с музыкальной сцены, благо писать забавные тексты они умеют. Но одно дело – петь веселые абсурдные тексты, а совсем другое – делать классную музыку. Актёрская экспрессия Блэка, его неплохой вокал, мастерство Гэсса заставляют уверовать в каждую ноту и каждую шутку. Смех смехом, но к музыке оба относятся очень серьёзно, за что и получили «Грэмми» в номинации «Best Metal Performance». До этого в номинации побеждали такие мастодонты, как Slayer, Iron Maiden, Metallica.

«Если бы Бетховен, Бах и Моцарт собрались и создали группу, то смогли бы приблизиться к уровню Tenacious D.»
Джек Блэк

Я считаю, тем, кто не знает английский, очень повезло, они могут воспринимать такие песни, как «Tribute», за абсолютно серьёзное произведение, коим оно на самом деле и является. Отменный рок с поэтичной сатирой в лучших традициях Мит Лоуфа – что ещё для счастья нужно? Фанаты рады, оставляя на YouTube под песней Rise of the Fenix комментарии вроде: «Rise of my penis». Кстати, подобный «подъём» наблюдается и у известных музыкантов. Во всяком случае Ронни Джеймс Дио, которого парни боготворили, относился к их музыке с большой симпатией и даже согласился сняться в замечательном «Медиаторе судьбы». Трудно отказаться, когда тебе предлагают роль Бога. Нравится творчество «Прочного Ди» и патриархам из Led Zeppelin. Кстати, если хорошенько прислушаться и посмотреть это видео, можно заметить, под впечатлением от какой «цеппелиновской» песни была создана «Tribute», и что, в общем-то, «The greatest and best song in the world» уже была написана в 1971-м.

Если ты ещё сомневаешься в том, что Tenacious D – хорошая группа, посмотри их триумфальное выступление на Rock am Ring, послушай все песни, обрати внимание на реакцию толпы. Не ограничивайся прослушиванием одной лишь «I wanna fuck her».

Но вершиной музыкального величия Блэка стала, как ни странно, компьютерная игра, самая брутальная за всю историю игропрома – Brutal Legend, в которой главный персонаж – Эдди Риггс – списан с Блэка, а его причитания о том, что «рок уже не тот», стопроцентно отображают мировоззрение самого Джека. Он же его и озвучил. Надо сказать, что удовольствие от уничтожения адских тварей силой рока и секирой, вызывание адской машины путём гитарного соло стоит потраченных на игру денег. Это самая «металлическая» игра на свете, и без Джека она не была бы такой.

В реальной жизни наш герой – такой же славный весельчак, как и на экране. Но самое главное, он умеет дружить. С Кайлом Гэссом они лучшие друзья аж с 1989 года и даже крестили детей друг друга. Его любимый актёр, Гарри Олдмен (Блэк сам признавался, что Гарри оказал на него самое большое влияние. Ну, ты понимаешь, какой ролью (подсказка: «Сид и Ненси»), отмечал, что общаться с Джеком – одно удовольствие. Ну, а Бен Стиллер, с которым актёр тоже водит тесную дружбу, как-то сказал: «Если не знаешь, кого позвать, зови Блэка, не ошибешься». Всё-таки успехи успехами, творчество творчеством, но когда узнаешь, что твой любимый актёр или музыкант – ещё и хороший парень, становится очень приятно.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: