Однако, несмотря на все его ожесточенные нападки на догмы своих современников, в личной жизни Дэвид Юм был довольно добрым и рассудительным человеком. При этом своей скептичной философией Юму удалось заложить теоретические основы трезвого восприятия реальности, что самому ему помогало легко относиться к жизни.
Некоторые люди утверждали, что философский скептицизм, который Юм проповедовал в своих работах, порой носил крайний характер. Но если внимательнее вслушаться в его слова, то становится ясно, что философ умел уравновешивать свои идеи рациональной долей прагматизма. В итоге всей своей жизнью и своими трудами Юм показывает, как можно жить, трудиться и решать проблемы, принимая сомнение (признавая свое невежество), и при этом оставаться счастливым.
Пределы разума и логики
Со времен древнегреческих философов многие последующие идеи так или иначе попадали под одну из двух категорий: рационализм и эмпиризм.
Несмотря на то, что существуют убедительные доказательства обратного, Юм всегда был эмпириком, который первым указал на недостатки исключительно рационалистической модели. Он понимал наше ментальное восприятие действительности как синтез двух категорий: идеи (мысли) и впечатления (ощущения и чувства). В итоге Юм пришел к выводу, что наши идеи могут быть получены только из впечатлений, а потому они никогда не могут быть независимыми от общественной критики.
Помимо этого, наш пытливый ум способен часть впечатлений воплощать в новые идеи, что нередко приводит к противоречиям и логическим ошибкам. А это лишний раз подчеркивает вероятную ошибочность наших убеждений. Хоть Юм и понимал, что на практике причинно-следственный принцип бывает достаточным, чтобы принять выдвинутое мнение за истинное, в то же время он заключал, что разум и логика не могут полностью гарантировать верный результат. Рассуждая таким образом, он показывал, как порой мог сомневаться даже в собственной философии и как невозможно получить какую-либо определенность в отношении нашего концептуального знания.Великие философы и их невероятное видение этого мира
Жизнь с концептуальными противоречиями
Если вера в скептицизм настолько сильна, то возникает очевидный вопрос: как именно мы должны жить, если нельзя быть уверенным в чем-либо? И в чем заключается польза философии Юма?
Дело в том, что скептицизм позволяет нам отказываться от плохих идей, чтобы мы могли сделать их лучше либо отказаться от них совсем. В последующем наступает время, когда этот скептицизм достигает рационального уровня, и нам становится более очевидно представление о здравом смысле и хороших идеях.
Разумеется, в суждениях Юма есть некоторая справедливость, но важно отметить, что философ не отказывался и от общепринятых концепций. Он просто знал, где и когда устанавливать границу.
Используя абстрактные идеи, которые не отделены от реальности и не опираются на реальные факты, мы можем определять различия между правильным и неправильным и жить с этими различиями в союзе. Но в конце концов мы все равно должны иметь дело с миром вокруг нас, который требует должного понимания, превосходящего все существующие концепции. Ведь философия может дать нам ответы на многие жизненные вопросы, но реальность не заключена лишь в теории и несет в себе гораздо больше трудностей.
Непробиваемый скептицизм обречен на провал. Однако у его сбалансированной версии есть шансы на использование. Он помогает нам проявлять осторожность и скромность, чтобы мы в итоге могли сделать свою жизнь лучше.
Взгляд на вещи глазами других
Один раздел философии, который является концептуально верным и который последовательно определяет то, как мы живем, — это этика (исследование правильного и неправильного поведения).
Естественно, Юму было что сказать и об этике. Хоть он и ставил умеренный прагматизм в основу многих элементов нашей жизни, философ действительно верил, что существует морально правильный способ жить. Его аргументация опять же упиралась в свойственный ему эмпиризм. Поскольку причины наших суждений и поступков он связывал с ощущениями и чувствами, что означало отрицание рационального подхода, Юм тем самым подтверждал значимость морали. Корень нашей нравственности, по словам философа, заложен в наших чувствах: у нас есть врожденные запрограммированные эмоции, которые указывают нам, что является добродетельным, а что — порочным.
У нас есть потребность сбалансировать наши собственные интересы с интересами общества, с которым мы себя отождествляем. И поскольку мы заботимся об окружении, то способны испытывать сочувствие, поступая таким образом в соответствии с моралью. И учитывая то, что мы живем, взаимодействуя не только с кругом близких людей, но и с обществом в целом, наша моральная оценка может относиться к общей точке зрения. Если мы будем беспокоиться только о своих интересах, то безотлагательно уменьшим свои шансы на успех. Но в то же время чрезмерная забота о других людях также не способна принести никакой пользы. Во всем важен баланс.