Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Дамы и господа, Квентин Дюпье!!!

Грустный, лохматый, похожий на небритого Николая Носкова (Коля, это Вы?!)… Смотришь и понимаешь – настоящий художник. Это вам не холёный мушкетёр, не Ален Делон, а гений в меру нездорового абсурда. Хотя на самом деле всякий, кто старается делать что-либо не по шаблону, обречен на почётную медаль «юродивый десятилетия». Французские творцы – это вам не изящные, гладко выбритые манерные лиходеи. Тут вам не «Бонжур, ля жур, перскильвапа. Питореск мерси, соси». Тут чаще всего небритые, неотёсанные, но очень тонкие в большей степени алко, в меньшей нарко души. И тем не менее вполне нормальный, дружелюбный тип. Просто он придерживается одной очень правильной, с точки зрения творца, позиции.

В идиотизме – правда жизни.

Ты не знаешь, кто такой Квентин Дюпье? Вопиющая несправедливость! Впрочем, ты наверняка слышал про его псевдоним.
Для начала нужно определиться, кто он такой – Мсье Уазо или Квентин Дюпье. (Да-да, это один и тот же человек!) Давай всё-таки Дюпье. Во-первых, это звучит торжественно, как Фан-Фан Тюльпан. Во-вторых, не все его проекты выходят под птичьим псевдонимом. Mr. Oizo – это, скорее, материализация музыкального гения Дюпье. Как и любому нормальному человеку эпохи Возрождения, живущему в эпоху разложения, ему сложно реализовать себя в одной отдельной сфере. Благо, что у него и то, и другое отменно получается. А ко всему прочему он ещё и продюсер, диджей, режиссер, сценарист, оператор, композитор и монтажер. Как говаривал один мой товарищ: «Квентина Дюпье много не бывает!»

Свой путь ко всеобщей узнаваемости дитя парижских кварталов из хорошей образованной семьи начал в далёком 1997 году. Тогда он ещё не снимал кино. Дюпье прославил именно Мсье Уазо, явив миру нечто под названием «Flat Beat». Уже через неделю школьники со всего мира включают трек на всю мощность, так, чтобы с полок книги посыпались. Монотонно-ритмично-завораживающий трек не требовал наркотиков или алкоголя, чтобы окунуться в пространное безумие. Это бессмысленно, зачем, ведь есть клип. Дюпье придумал странного персонажа – Флэт Эрика. Желтая марионетка, выкуривающая сосиски и расписывающаяся в документах, во многом определила вектор творчества Квентина. Впрочем, широкой публике Дюпье не был известен, не все даже знали, что создателем этого безумия был Mr. Oizo. А вот Эрика знали все, и даже сделали символом в рекламе джинсовой марки Levi’s. Занимался компанией, конечно же, Дюпье. Дебют был настолько ярким, что того позвали в Великобританию и в Соединенные Штаты снимать рекламные ролики и видеоклипы.

Правда, в жизни любого хорошего мальчика из приличной парижской семьи после успеха наступает кризис. С одной стороны, твоя музыка звучит из каждого телевизора, каждой машины, каждого клуба и каждого гадюшного притона. А Дюпье слишком творческий, чтобы настроить свой организм, творчество и дальнейшую судьбу исключительно на зарабатывание денег. Поэтому, начались проблемы. После этого очень сложно было сделать что-то новое, найти силы. В молодости никто не готов к успеху. Можно скатиться в наркобездну, как Моррисон и Осборн, а можно и вовсе навсегда исчезнуть с радаров, как… как… даже имен их никто не вспомнит. Три или четыре года после этого он вообще ничего не мог сделать, ни музыку написать, ни сценарий, ничего.

Потому что уж больно это было успешно. Если ты быстро становишься успешным, то, как правило, начинаешь лажу какую-то гнать. Лучше делать какие-нибудь андеграундные вещи – больше будет правдивой и искренней любви. А вот хит сделаешь, и на тебя все будут косо смотреть. Даже мои друзья на меня косо смотрели. Но вот время прошло, и я начал этой работой гордиться. У меня есть Флэт Эрик, и все, что было сделано, сделано из подручных средств. Придумал куклу, снял рекламный ролик и написал подобающую музыку. Это была прекрасная работа. Нет никакой причины этого стыдиться.

Но в самый последний момент вернулся вкус к жизни, и стародавняя мечта снимать кино, да ещё в своей манере, вернулась и не отпускала, как кислотный трип не отпускает слабого разумом.
Дюпье снимал, как видел, и потому все фильмы получались за гранью привычного кинематографа: они необычны, абсурдны, саркастичны, в них мало крови и экшена. Они не рассчитаны на широкого зрителя. У них даже целевой аудитории нет! Их смотрят абсолютно нормальные люди. Это не кино для психов, тот, кто так считает, скорее всего, и сам подпитывает жизненные силы галоперидолом, и тайком записывает на вебку свои пляски под Боярского в нагом виде. Однако они вполне могут не нравиться, вызывать неприязнь, скуку, непонимание. Это нормально, с искусством, выходящим за рамки, всегда так, поэтому создаётся налёт какой-то элитарности. Даже Стинг с Вивальди не всем нравятся.

Так что, если спустя 10 минут «Шина» или другой шедевр вызывает у тебя те же эмоции, что и просмотр с бабушкой фестиваля «Славянский базар», выключай к чёртовой матери. Многие хипстеры, мнящие себя высокоинтеллектуальной богемой, прокололись именно на тесте с Дюпье. Не нравится Квентин – не выё… не выпендривайся! Впрочем, скорее всего, режиссер уже сам метафорично смеётся над тобой. В своем фильме «Шина» он даже вводит их в кадр. Они наблюдают в бинокли, переговариваются, комментируют происходящее, жалуются на скучный сюжет – хлесткая пародия на тех, кто приходит в кинотеатр не только похрустеть поп-корном, но и сопроводить фильм своим поучительным и назидательным комментарием. В фильме болтуны мучительно умирают от отравления – подарок лично от автора.

У него не так много фильмов, но ты обязан их посмотреть. В «Смени лицо» он изящно смеётся над легендарными киноходами и приёмами, убеждая зрителя в том, что не такие уж они и гениальные. «Кинематографические мемы» смакуются с особой тщательностью, а потом выплёвываются наружу. К одному только «Заводному апельсину» отсылались бесчисленное количество раз.

В «Шине» ожившая автомобильная шина решает отомстить за своих погибших товарищей и начинает крушить все на своем пути. И снято это с таким соусом, с таким абсурдом! 85 минут скитающийся шины в кадре. И всё! При этом покрышка сыграла шину просто блестяще. Но в Канннах ей главного приза не перепало, новичков там не любят. А фанатам меломанам будет приятно услышать синт-эмбиент, слоу-диско, хаус, написанные, конечно же, Mr. Oizo! Зачем ему обращаться к композиторам, если внутри его бренной плоти уже один есть.

И конечно, «Неправильные копы», хотя, по сути, это самые обычные полицейские. Они ведь тоже люди, а их внутричерепные «тараканы» подпитываются спецификой профессии и благами «загнивающего запада». Очень сытный вышел фильм, не зря ждали. В придачу – насаженный на кол за гей-порно молодой человек и «великий искуситель», растлитель и эрцгерцог эпатажа Мэрлин Мэнсон в роли тихой, несовершеннолетней жертвы. Что может быть лучше? Кстати, сам Дюпье про фильм сказал примерно следующее:

«Это просто тупой фильм!»

Впрочем, смотреть рекомендуется абсолютно всё. И «Неверно», предтечу «копов», сюрреализм в чистых тонах. И «Нефильм» – сорокаминутную эпопею бесчинства на съёмочной площадке с такой долей абсурда, которая и «Монти Пайтон» не снилась. А ещё в его фильмах снимается его друг Эрик Жюдор. Видимо, Квентин – очень хороший человек, раз у него друзья готовы сниматься бесплатно.

Несмотря на то, что для его съемок мне нужно лететь в другую часть земного шара и сниматься приходится бесплатно, я просто обязан это делать.
Эрик Жюдор

Однажды Дюпье признался, что хочет «и дальше делать свободное и более-менее смешное кино с наивными сценариями, которые кажутся любительскими, и изображать параллельные, но столь же глупые миры». Невольно подумаешь, что этот режиссер подписался бы под словами горинского Мюнхгаузена о том, что «все глупости на земле делаются с умным выражением лица…». В этом и разгадка совершенно нормального кино, кажущегося безумием.

А теперь музыкальная пауза! С Мерлином Мэнсоном, тем самым, который снялся у Дюпье в «Копах» и фанатеет от «Шины».

Не забываем про мсье Уазо! Говорят, что его последние творения коротки, как человеческая благодарность. Слово творцу:

Короткими? Ну, если они будут долгими, то можно заскучать же. И я ненавижу повторения. Знаешь, что я еще под этим подразумеваю? Если ты диджей, делай из моих треков свои версии. Бери 20 секунд из моего трека и делай из них «кольцо». Делай что-то новое из моего материала».

Понял, да?!

Большинство его песен веселые и напряженные одновременно. Впрочем, целью стоит произвести глубокое впечатление на слушателя. Не сконструировать какую-то вычурную музыкальную форму, а сделать что-то особенное. По его признанию, музыка пишется спонтанно, по принципу «что мне нравится, то и выпускаю». Лишь бы не нудятина.

Музыка для меня – это всего лишь удовольствие. Я все-таки больше режиссер. А музыка олицетворяет мою животную сторону.

Кстати, что касается легендарного Флэт Эрика, то его он полюбил только недавно. Выше было указано почему. У него вообще всё тянется очень долго. Один только болезненный процесс перехода с аналогового на цифровое оборудование занял 3 года, что, впрочем, на качестве не сказалось. Хотя некоторые посчитают иначе.

Может показаться, что у «гения партизанского кино» (ещё одно звание в копилку) не так много творений. Однако ему всего-навсего 41, у него поразительно много времени уходит на раскачку, и параллельно он занимается 33 делами! И на этом не останавливается, его постоянно тянет на что-то новое.

Это так, просто мечта, но меня очень увлекают цифровые технологии. Так что я хотел бы сделать какой-нибудь странный веб-сайт, вообще что-нибудь интерактивное. Проблема в том, что сам это не потяну, так что надо найти сообщника. Можно было бы всё вместе смешать: какой-нибудь экспериментальный фильм, музыку, сайт. Я всегда хочу большего!

Ко всему прочему, Дюпье – один из немногих активных сторонников доступного кино в интернете, и его отнюдь не смущает вопиющая, но вполне логичная несправедливость: его фильмы в кинотеатрах не показывают. С другой стороны, не все их поймут. Это в Каннах за такое искусство дают награды, а у нас за такое дают звездюлей. Да и зачем они человеку, который даже своей уставшей печенью обожает «Монти Пайтон» и шедевры Джона Карпентера.

«Неправильных копов» совсем необязательно смотреть в кинотеатре, там нет спецэффектов, громкого шума и так далее. Более того, его легко можно смотреть с перерывами, посмотреть десять минут, нажать на паузу, потом продолжить. Мне нравится этот маленький мир, в котором мы существуем с моими маленькими фильмами. В кинотеатре нет места «Неправильным копам». Недостаточно взрывов.

Главное, чтобы у него всё было хорошо и не иссякал творческий фонтан, потому что мир без Квентина Дюпье станет чуточку скучнее. Он хоть и жутко пафосный, но ко всему прочему отличный парень. Как говорил его друг, небезызвестный Мишель Гондри: «Ему нравится покупать дорогие машины, а мне – домики в деревне, ха-ха». Шутник. И тем не менее поищи в сети хоть одно плохое слово про него со стороны людей из его близкого круга – не найдёшь. Вот поэтому удачи ему. Хорошие парни должны творить!

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)