Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Что такое менторинг и почему он — будущее образования

Система образования направлена на то, чтобы человек с самого детства учился самостоятельно. Учитель не может уделять внимание каждому ребенку в классе, что уж говорить о профессорах в университете с сотнями студентов.

То, что вынесет для себя ученик, зависит лишь от него самого, в то время как результаты образования определяют упорство и способности самого обучающегося. Но существует и другая модель получения новых знаний — менторство. Подробнее о ней расскажем вместе с образовательной платформой Estas.Academy.

Зачем нужен наставник

Суть работы ментора заключается в том, что он помогает каждому человеку решить определенную задачу. Для этого наставник работает с человеком один на один.

Например, клиент ментора хочет создать мобильную игру. Ему не нужно тратить время на изучение разных платформ и языков программирования. Он обращается к наставнику, который отвечает на вопросы по разработке приложения, дает варианты, которые можно использовать.

Вообще наставничество сегодня — неотъемлемая часть некоторых профессий. Психологи часто обращаются к более опытным коллегам, чтобы получить совет по работе с клиентом.

Менторинг активно развит и в отрасли цифровых технологий. Компании получают консультации, как привлечь инвестора: профессионал помогает обосновать идею цифрами, дает контакты знакомых. О достоинствах такого подхода можно судить благодаря статистике. По данным Endeavor, нью-йоркские фирмы, которые пользовались услугами менторов, оказывались на 30% успешнее других.

Слово «ментор», кстати, пришло к нам из мифов Древней Греции — так звали воспитателя сына Одиссея. Поэтому неудивительно, что со временем так начали называть наставников, профессионалов, которые могут ответить на сложные вопросы.

Ментором может стать любой человек, у которого есть опыт и желание помогать другим. Свои услуги он может оказывать даже бесплатно или за символическую плату.

Как сильно помогает менторство

Оно хорошо работает не только в профессиональной сфере, но и в образовательной. Для примера возьмем учащихся школ.

После 9 и 11 класса подросткам необходимо выбрать профессию или хотя бы сферу, которой они бы хотели заниматься в жизни. При этом часто их решение оказывается провальным. В 2020 году только 36% россиян работали по специальности.

Большинству трудно самостоятельно понять, чем они хотят заниматься, особенно в 15 или 17 лет. Обычно они находят интересное дело ближе к концу обучения в вузе, когда было потрачено много времени и даже финансов. Мало кто пробует нечто новое, считая, что на поиски идеальной работы уйдут годы.

Менторство помогает найти свой путь быстрее. Наставник поддержит и направит подопечного, который хотел бы сменить сферу деятельности. Такое взаимодействие активно применяется в России, но в ином ключе. Например, в детских домах есть системы «Стань старшим другом» и «Наставничество». Здесь волонтеры заполняют анкеты, а потом общаются с воспитанниками.

Согласно отчету проекта «Растим добро», такие взаимодействия помогают детям. Положительная динамика наблюдалась больше чем у половины подопечных. В 45% случаев дети стали лучше понимать, что они умеют и что им нравится. 52% захотели развивать свои умения. Такие же высокие показатели оказались в разделе социальных скиллов. Менторы научили воспитанников обращаться с деньгами, вести хозяйство и пользоваться транспортом. В целом, уровень самостоятельности детей повысился с 6 до 7,2 баллов из 10.

Такой успех связан с тем, что менторинг дает возможность работать с человеком один на один. Взрослый человек хочет улучшить результаты подопечного, поэтому направляет его. При этом в рамках учебных заведений наставником необязательно должен становиться учитель. На эту роль подойдет ученик постарше, если у него будет такое желание.

Менторство в будущем и настоящем

Скоро концепцию наставничества в России выведут на новый уровень. Менторство планируют развивать в рамках национального проекта «Образование». Наставничество должно стать технологией, которая позволит быстрее передать опыт и сформировать представление о мире.

В школах будут созданы менторские пары или группы. К примеру, «ученик — ученик», «учитель — учитель» и даже «работодатель — ученик». Подопечными наставников сможет стать любой: дети, которые испытывают проблемы с учебой, или дети, которые увлечены конкретным предметом.

Проект предназначен школьникам, и он только развивается. Однако это не значит, что менторы нужны исключительно детям.

Наставник будет полезен сотрудникам без опыта, ведь он поможет войти в курс дела за пару дней. Но это всего лишь один из возможных способов применения данной технологии.

Потенциал раскрывается, когда к менторам обращаются уже состоявшиеся люди. Ведь на любом этапе карьеры может возникнуть потребность в создании социальных связей.

Чтобы подняться на ступеньку выше, нужно не только выучить новое, но и узнать об уникальном опыте вхождения в сферу. Ментор — проводник, который показывает короткую дорогу к цели. Он помогает внедрять в работу реальные приемы и делится опытом.

Где искать ментора

Лучший вариант для поиска своего наставника — международные платформы с курсами. Там ты получишь образовательную программу и свяжешься с человеком, который ее составил. Преподаватели расскажут об особенностях своей профессии и поделятся жизненными навыками. При этом ты сможешь изучать интересные темы в любом месте и в любое время.

Всем этим примечателен сервис Estas.Academy. Плюсом для учеников станут закрытые сообщества. В них входят студенты-однокурсники платформы. В таком онлайн-пространстве ты сможешь завести полезные знакомства или узнать нужные приемы.

Ты сам сможешь стать ментором, если захочешь. Для этого просто зарегистрируйся на сервисе и загрузи свои курсы. Обучающая платформа рассчитана на преподавателей и студентов разных направлений. Ты можешь преподавать или изучать любые темы: от эмоционального интеллекта до биткоина.

Перейти на платформу

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)