Все уже знают, что рыцарь — это не пахнущий розами и ладаном доблестный воин с вечно юным мужественным лицом, закованный в латы и разъезжающий на белом коне. Чаще это был пропахший потом, грязью и конскими ароматами неприятного вида кровожадный деспот, думающий о том, как бы заработать. Кстати, вопреки расхожему мнению, в доспехи рыцари не какали. Спроси у любого реконструктора, и он тебе объяснит, как можно исхитриться и справить нужду наружу. К тому же в танкоподобные латы они заковывали себя не так часто, как принято считать, и надевали их перед боем.
Ну да бог с ней, с нуждой, те, описанные в сагах о короле Артуре и средневековых поэмах молодые люди, проводившие недели в молитве и в страданиях по прекрасной даме, резко отличались от оригиналов, которые чавкали, рыгали и клали свою булаву на христианскую мораль, без конца убивали людей, женились по расчету, и не гнушались массовыми изнасилованиями. Но даже несмотря на такой образ жизни, и у них есть чему поучиться.
Рыцарь был физически развитым
Попробуй помахать полуторакилограммовым мечом под жарким аппенинсим или иберийским солнцем после суток утомительного перехода по совершенно разбитой дороге в нескольких килограммах брони. Скорее всего, ты начнешь звать маму и просить ее забрать тебя отсюда поскорее, но у рыцаря не было другого шанса, оно и понятно — он шел зарабатывать. И для этого нужна была отменная физическая мощь.
Давай поддадимся скромному обаянию скепсиса, и учтем, что на самом-то деле, рыцари, закованные в латы, изображались чаще на гравюрах, а на деле их надевали редко и разве что на турниры (потому как стоил такой наряд как сотня крестьян, а далеко не все вояки были миллионерами). Более распространенной была кольчуга или броня из кожи с металлическими наклепками — это не так тяжело, как латы, но тоже много весит. Плюс меч был далеко не самым эффективным оружием, особенно когда доспехи стали мощнее.
Булава оглушала эффективнее, клевец пробивал броню гораздо лучше, про пернач, секиру и молот и говорить нечего. К тому же если рыцарь дрался против рыцаря, ему гораздо выгоднее было оглушить бедняжку, чтобы потом попросить выкуп. И все эти орудия были тяжелее хрупкого меча. И не будем забывать про щит — тоже нелегкая штука.
Даже если взять в учет, что во время похода личный персонал лишал «сэра» нужды в поисках провианта, ему было от чего устать. Вот ты пробовал с копьем наперевес скакать по полям и долам, попутно управляя лошадью? То-то же.
Рыцарь не сидел без дела, сражаясь за славу, деньги и уважение
Рыцарь не мог сидеть без дела, но искать приключения на жесткую железную броню его заставляли не светлые идеалы рыцарства, а обыкновенная нужда. Итак, твой папаша оставил тебя без наследства, отдав старшему сыну всё, а тебе лишь несколько шиллингов. Тебя определили пажом, несколько лет благородный рыцарь вытирал свои руки во время пирушек о твои волосы (реальный факт, с гигиеной тогда было туго).
Ты полировал его оружие, таскал за ним вещи, а потом тебя научили премудростям «так себе честного» боя и наконец посвятили. А дальше что? Денег и владений у тебя нет, так что либо придется становиться чьим-нибудь сюзереном и выплескивать свой тестостерон на головы врагов, либо участвовать в безумно популярных турнирах. Например, если ты выбил соперника из седла, то мог взять его в плен и потребовать выкуп. Плюс это был шанс засветить свое милое личико перед власть имущими дворянами и охочими за молоденькими парнями прекрасными девами, чей сопливый платок и ловил победитель.
А ты думал, это делалось из-за светлых идеалов о прекрасной даме? Всем нужен был покровитель.
На войне рассчитывать на большую долю можно было только, проявив храбрость, а именно, перерезав и ограбив как можно больше богачей, забрав у них кубки. Плюс за доблесть и отвагу (иными словами, если тебе удалось уцелеть в самом горниле битвы), за долгую и верную службу, в которой ты верой и правдой защищал честь и территориальные претензии своего господина, начальство могло пожаловать тебе комфортабельный замок или богатую невесту с гигантским приданным. Это был тот самый Man’s World, о котором пел Джеймс Браун, так что правил бы им все равно ты.
Поэтому единственным шансом для безземельного рыцаря стать богатым, знаменитым и успешным была активная работенка. Грязная, но затраты оправдывает.
Главное для рыцаря — это быть верным
Главным в рыцарском кодексе чести была верность своему сеньору. Предательство и вероломство считались для рыцаря тягчайшим проступком и могли повлечь за собой лишение звания рыцаря. Процедура, сама по себе очень неприятная и напоминавшая скорее похороны. Считалось, что подлый рыцарь, который отказывает в помощи своему истинному господину, когда тот в ней нуждается, не достоин звания рыцаря. Поэтому за неявку в поход можно было прослыть изменником и сдохнуть. Собственно, в Англии, после завоевания ее Вильгельмом рыцарями назывались те, кто получил земельный надел, но не платил ренту, он платил за него своим участием в походах.
Так что верность — краеугольный камень рыцарства.
Рыцарь очень горд за свою честь и имя
Внешняя сторона рыцарской культуры ценилась куда больше, чем внутренняя. Отсюда и внешний блеск культуры рыцарства, особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цветам, предметам, манерам. Про красоту телесную говорилось мало, ибо найти что-то красивое в изрытой оспой и шрамами (намекающими на доблесть) гнилозубой бородатой морде с засаленной башкой, по которой скачут вши, было весьма трудно.
Откровенно говоря, было большим западлом появиться не в том наряде. Одежда точно указывала на социальную категорию и положение носившего ее человека. Носить не ту одежду, которая подобает человеку по его рангу, означало совершить грех гордыни или, наоборот, падения.
Кстати, о гордыне: провозглашенная церковью главнейшим из смертных грехов, она считалась важнейшим достоинством рыцаря. Это были совершенно пафосные ребята, для которых месть за оскорбление, пусть даже и мнимое, была законом. Какое христианское всепрощение, о чем ты? После того, как Папа Римский заявил, что убийство неверных и есть прощение за грехи (раньше даже рыцарям приходилось искать искупление за смертный грех), жадных до крови и славы рыцарей было не остановить. Честь и пафос были выше.
Рыцари вообще мало ценили человеческую жизнь: свою и особенно чужую. Они привыкли проливать кровь, и война казалась им естественным делом. Пренебрежение к чужой жизни усугублялось тем, что свой этический кодекс рыцари считали необходимым выполнять только в рамках своей социальной группы. По отношению к другим — крестьянам, горожанам, купцам и им подобным — не было и речи о каком-то «рыцарском» отношении, так что вырезать всех жителей города было нормой.В 1370 году французский Лимож восстал против Эдуарда «Черного Принца». Восстание быстро подавили. Троим французским рыцарям «Черный Принц» пощадил жизнь, взяв их в плен и получив неплохой выкуп. А вот с жителями города, взмолившими о пощаде, поступили менее дружелюбно — их вырезали. Поэтому рыцари так часто насиловали городских девственниц и всех, кто попадался под возбужденный половой орган.
И хотя поражение и пленение считались вещами позорными, гораздо более стремным было бегство с поля боя. Вычислить было очень просто — по геральдике на нарядах. Поэтому приходилось всеми силами доказывать свою репутацию и имя.
Рыцарь должен быть разносторонней личностью
Уже на исходе изящного века рыцарства от рыцаря требовались учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи, а еще играть на каком-либо музыкальном инструменте. Если он разбирался в науках — это было просто волшебно, ведь наступила новая эпоха, новое время, и рыцарем стал именоваться не столько благородный вояка, сколько богач с неплохими земельными наделами и славой.
Во все времена рыцарь должен был уметь много пить, высиживать на пирушках, высказывая уважение к своему сеньору, и самое главное — уметь охотиться. Истинно мужское развлечение, особенно когда пыль прошедших битв осела на разложившихся телах павших.
Рыцари были дисциплинированны и не так разнузданны, как может показаться
Да, рыцари были по-своему беспредельщиками, да, им приходилось грабить и воровать, того требовало время. Да, некоторые из них устраивали беспредел, от которого даже героям одноименного фильма стало бы стыдно, но в том то и дело, что некоторые, но не все. Не будем забывать, что несмотря на жестокость, это были времена благочестия и куртуазности, а сам рыцарь не был вершиной иерархии. У него был свой господин, на которого он работал, и который обладал такой властью, что его лучше было бы не позорить. Была церковь, которая в случае чего могла запросто погнать тебя из своего лона, что не считалось особенно почетным. Ну и общество. Бывает, решишь изнасиловать пару крестьянок, а потом с ужасом узнаешь, что это владения маршала Франции, с которым ссориться по определению не надо. И это хорошо, если он согласится на штраф, но всё равно перед остальными было бы неудобно.
В отличие от низших сословий, рыцарь мог, конечно, многое себе позволить в собственных владениях, но поскольку названные владения его и кормили, зачастую на пределе, то количество беспредельщиков было невелико. Безусловно, там, где светские и церковные сеньоры не могли взять рыцаря за задницу, он мог отрываться вовсю, но уже к XIV веку из таких мест остались только владения Тевтонского ордена. Были еще более дерзкие парни вроде Тамплиеров, но ты помнишь, что с ними сделали, да еще при всеобщем одобрении. Кстати, в самих орденах была строгая иерархия и дисциплина, иначе они бы не просуществовали так долго. Единственным местом, где рыцарь мог вдоволь побесчинствовать, была война, потому как конвенции ещн не придумали, хотя свои правила уже были.А еще представь себе удачный поход, в котором войско не дисциплинировано. Не можешь? Потому что это просто невозможно. Если ты выполняешь приказы — это не значит, что тебя обесчестили, напротив, ты исполняешь пункт под названием «верность».
Рыцари прекрасно разбирались в коммерции и умели зарабатывать деньги
Как ты мог понять, рыцари были неплохими бизнесменами и знали толк в коммерции. Про поединки не на жизнь, а на смерть, можешь забыть. Даже если речь шла о поединке чести, каждый всё равно помнил, сколько у него акров земли, и что он мог получить за пленение. Были даже такие рыцари, которые на своих доспехах и щитах писали, сколько можно получить за пленение. Это давало шанс выжить, ведь лучше месяц в грязной, обосраной темнице, чем вечность в адских муках (все ведь понимали, что на рай никто не наработал). Никакой христианской морали, исключительно выгода.
Многие так называемые рыцари были простыми наемниками, которые завоевывали деньги войной.
По Европе бродило множество отрядов самопровозглашенных рыцарей, которые не претендовали на титулы, они просто захватывали замки и вели себя как полноправные властители. Проще говоря, зарабатывали деньги войной. Некоторые такие отряды были больше королевской армии.
Был у них еще один забавный способ заработка. Если армия была большая — они осаждали город и требовали выкуп за отступление. Однажды один такой дерзкий отряд подошел к Авиньону, который был в ту пору папской резиденцией, и потребовали от наместника божьего солидных отступных. Разумеется, они их получили. Бытует мнение, что крестовые походы были организованы именно с этой целью — отправить таких вот «рыцарей» подальше и таким образом получить от них пользу.
Но чаще они просто нанимались к каким-нибудь кардиналам или графам и выполняли грязную работенку. Как сэр Джон Хоквуд — сын простого кожевенника из Эссекса, который стал самым популярным и, возможно, одним из богатейших людей своего времени. Ему не нужен был титул, ему нужны были деньги.