Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Чему мог бы научиться современный мужик у несовременного индейца

Не только пить «огненную воду» да срезать скальпы. Хотя в некоторых случаях оба навыка могут показаться крайне полезными. Например, в минуты воскресного утра, когда за стеной не стихает соседская дрель. Впрочем, индейцы – народ терпеливый, занятный и очень разнообразный. Не будем брать в пример горячих южных ребят вроде ацтеков – слишком они противоречивы для подражания, а вот племена северной Америки – в самый раз.

Конечно, само понятие «индеец» давно обросло мифами да мишурой. Слишком много было снято про них, слишком много было о них сказано или написано. Смотрел фильмы с Гойко Митич? Раньше они были чертовски популярны, хотя фильмы снимались совсем не Голливудом. Так вот, североамериканским индейцам фильмы с Гойко нравились, но сам актер в одном из последних интервью (да, он ещё жив!) говорил о том, что индейцы видят в его фильмах («Апачи», «След Сокола», «Белые Волки») не себя реальных, а себя в идеале. Понимаешь? Они видят себя сильных, справедливых, видят тех, какими они могли бы быть. Это вообще сущность любого вестерна, а американского тем более. Этот жанр любит абсолютные величины. Характеры героев не требуют серьёзного анализа, так как всё и так ясно: где герой, а где ублюдок, кому сопереживать, а кого ненавидеть.

А ещё полно шикарных книг, написанных в те самые годы, когда освоение Америки белым человеком ещё было в силе. Фронтир отодвигался на запад медленно, но уверенно, оставляя после себя тонны пролитой крови и пота старателей. На самом деле и у пилигримов можно было поучиться, ведь это они завоеватели и строители новых городов, а не индейцы, что сдавали позиции. Впрочем, время уничтожает любое общество, а наша задача – сохранить то полезное, что предлагалось проигравшими. И индейцы на самом деле могут дать нам несколько дельных советов, что позитивным образом повлияют на нас, людей совершенно другой культурной формации, другого цивилизационного пути.

В общем, постараемся отойти от книг и фильмов, сосредоточившись на тех реальных вещах, которые можно позаимствовать. Разумеется, совсем отречься от популярной культуры у нас не получится, но мы постараемся.

Между духовным и материальным выбирай духовное

Если в чём-то нет духа, то это что-то – не индейское. – Мудрость современных Сиу –

Духовность в понимании индейца и духовность в понимании наших любимых чиновников малость отличаются друг от друга. Но если говорить о любителях луков, перьев и охоты на бизонов, то им капиталистический уклад жизни на протяжении большого отрезка времени был чужд. Они его просто не могли понять. Традиционно индейцы занимались охотой, собирательством, большинство из них вообще не вели оседлый образ жизни. Племена передвигались за миграцией животных, которые давали им всё, что необходимо: мех, мясо, кожу. Разум индейца занимала только одна важная вещь, а именно самосовершенствование, в плане духа и в плане тела.

Воспитание отпрысков – дело жизни

Для нас девяносто процентов жизни – это воспитание детей в правильном духе! Индейцы четко знают, что хорошо, а что плохо. Мои предки научили меня отличать одно от другого. Для индейской семьи самое главное – научить этому детей. В этом случае в мире не остается места для зла, потому что люди знают, как обращаться друг с другом. – Метью Кинг, духовный лидер племени оглала –

Воспитание – дело тонкое, и в России принято перекладывать это самое воспитание на что угодно, но только не на свои плечи. Родители винят интернет, компьютерные игры, государство, школу, спортивные секции в том, что их ребенок растёт мудаком. У самих же времени мало, да и навыков соответствующих нет. Не каждый человек может научить хорошему, соответственно, не каждый родитель может научить чему-то правильному и полезному. И от этого много проблем. С одной стороны, мы имеем полную безответственность родителей, с другой стороны, мы имеем родителей, которые не имеют понятия о том, как пагубно влияют на будущее детей. Индейцы, конечно, не самые лучшие воспитатели в мире, но у них есть своя позиция, которая смогла бы пустить свои корни в российскую почву. Цель их воспитания не в обеспечении «сытого будущего», а в обучении особому взгляду на окружающий мир, где честь, добро и преданность продолжают здравствовать.

Гармонируй с природой, а не уничтожай

Индейцы считали себя не покорителями природы, а частью естественного мира, разрушить который означало посягнуть на основу самой жизни. Жизнь племени была прежде всего приспособлением к окружающему миру, что находило свое выражение в религии и мифах, которые давали разумное объяснение бытию и все объединяли. Таких проблем, как «найти себя» или разгадать смысл жизни, перед индейцем не стояло. – У. Мокуин и Ч. Ван Дорен, американские философы –

Белый человек всегда был покорителем и именно эта черта обеспечила нашей цивилизации доминирование во всем мире. Но как это сказывается в наше время, всё ли в порядке? Стоит ли продолжать пользоваться природой в своё удовольствие или, быть может, стоит прислушаться к ней? Довольно сложный вопрос, над которым бьются многие известные личности, поэты и философы последнюю сотню лет. Я не склонен драматизировать по поводу экологической обстановки в мире, однако если ты живешь в городе, то тебе будет полезно проникнуться индейской мудростью, чаще выбираться на природу и уважительно к ней относиться. Возможно, если бы каждая семья, что отправляется «на пикник» за город, думала об этом, мы бы не видели мусорные кучи посреди леса да разбитые бутылки.

Земля – это то, чем ты являешься

Несмотря на свою кочевую природу, к земле индейцы относились почтительно и на данный момент все они давно осели. Земля – это вообще основа современной индейской философии, ведь именно за неё они цепляются, её пытаются оспорить и оставить за собой. В отличие от других завоеванных народов, у них остались права на некоторую её часть. Мы имеем в виду резервации, которые на самом деле не так малы, как нам казалось. Допустим, самая крупная резервация индейцев, Навахо-нейшен, занимает площадь в 67 тысяч километров в квадрате. Ирландия занимает примерно такое же пространство. В Навахо-нейшен есть своя полиция, свои судьи, свои порядки. К примеру, запрещена продажа алкоголя. В целом каждое племя пыталось закрепить священный смысл природным объектам, которые находились на его территории.

Можно ли переложить индейскую озабоченность землей на нас? Возможно, ведь отношение современного русского человека к дряхлым родовым домам, которые остались где-то в глубинке, не только неуважительное, но и недальновидное. А ведь это часть собственной истории, которая в наших реалиях уничтожается сразу через поколение. Нет преемственности, остались только метры да спальное место. Если ты путешественник, то так, конечно, и должно быть.

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)