Особенности государственных электронных сервисов
Разработка таких сервисов даже на начальных этапах сильно отличается от создания других приложений. И главное, на что делается упор, — это безопасность. Производители государственных систем должны строго ориентироваться на существующий регламент, глубоко понимать нормативную базу. Это позволяет выстраивать логику процессов в системах правильно и эффективно. По словам эксперта компании STM labs, в этом состоит и сложность:
Еще одной особенностью таких сервисов является выдерживание большой нагрузки и работа на высокой скорости, несмотря на поток посетителей. Мы спросили у специалиста STM labs, как такая «выносливость» обеспечивается с технической точки зрения.
В России все информатизируется, и это хорошо. Однако это значительно усложняет разработку. При этом в сфере государственных сервисов всегда есть масса идей для развития. Сотни систем продолжают обновляться и меняться, постоянно появляется что-то принципиально новое. Для нашего коллектива это особенно важно — мы всегда работаем с интересными и сложными задачами.
Плюсы и минусы цифровизации
Главный и очевидный плюс цифровизации — это удобство. С выходом каждого нового приложения наша жизнь становится проще: оплатить коммуналку или налог можно онлайн, а за справкой о болезни не надо стоять в огромной очереди. Есть и другие преимущества, например, сокращение бюрократии и искоренение коррупции. Это происходит благодаря оптимизации государственного управления. Цифровые услуги помогают государству глубже понимать запросы общества, выявлять и удовлетворять его потребности.
Но, несмотря на большое количество плюсов цифровизации, у нее есть и минусы, на которые не обращать внимания просто нельзя. Главный из них — дискриминация некоторых групп. Если перевести деятельность всех госорганов в онлайн, будут страдать те, кто больше всего нуждается в поддержке государства, например, пожилые люди.
Попробуй вспомнить: твоя бабушка хоть раз пользовалась Госуслугами? Отрицательный ответ не удивителен, ведь поехать на другой конец города и отстоять очередь — привычное для нее занятие. Более того, многие пожилые люди просто не доверяют цифровым технологиям, разговор с живым человеком в МФЦ для них куда надежнее чат-бота в приложении.
Еще один минус цифровизации — это киберпреступность. Именно поэтому специалист компании STM labs говорит о большом внимании к безопасности при разработке государственных электронных сервисов. В противном случае у киберпреступников будут развязаны руки, и они смогут делать с системой, что угодно.
Как STM labs работают с государственными сервисами
Компания STM labs задействована в работе целого ряда систем ФНС. Самая известная — это НПД (налог на профессиональный доход). Над ее созданием они работали вместе со специалистами из ГНИВЦ. Эта система включает огромную платформу с миллионами пользователей и большим потоком транзакций, проходящих через нее. Платформа ставит пользователей на учет, принимает от них данные о доходах, считает налоги, обеспечивает работу веб-версии личного кабинета и мобильного приложения, предоставляет аналитические и административные элементы для ФНС.
Помимо этого, аналогичный опыт разработки был в 2022 году с новым экспериментом ФНС — автоматизированной упрощенной системой налогообложения. Кроме систем, нацеленных на налогоплательщика, STM labs также работает с целым семейством внутренних систем ФНС, обеспечивающим работу отдельных бизнес-процессов этой массивной государственной структуры.
Мы попросили эксперта компании поделиться своими впечатлениями от работы с госсектором и рассказать о взаимодействии с сервисами ФНС:
Постановка цели от позитива — подход, наиболее конструктивный в любой сфере. Он позволил команде STM и ФНС создать продукт, который нашел отклик у пользователей:
Комментарии
(0)