Если в разгар космической гонки лидировал СССР, запустив первый спутник в космос, затем первого человека, а после совершив множество других, до того момента казавшихся нереальными достижений в науке, то к финалу, лидерство перешло к США.
Одной из ярчайших побед Америки стала программа NASA Space Shuttle, которая создала многоразовый космический корабль, похожий на смесь ракеты и самолета. В СССР так же разрабатывались программы многоразовых челноков, но они оставались на втором плане ввиду экономической нецелесообразности и значительного усложнения конструкции. Тем не менее, после первого запуска Space Shuttle всем стало очевидно, что будущее за многоразовыми кораблями, несмотря на их дороговизну.
На излете СССР появился корабль, который не только не уступал, но и даже превосходил по некоторым параметрам американскую разработку. Им стал «Буран». И о нем стоит рассказать подробнее.
История создания «Бурана»
В интернете можно прочесть истории, в которых пишут о якобы полном и бездумном копировании советскими инженерами уже готовых Шаттлов американцев с поспешными попытками догнать противника. Но на самом деле чертежи и фотографии Шаттла были получены разведкой СССР еще в 1975 году, за 6 лет до старта первого челнока Space Shuttle. А сама разработка многоразовых кораблей шла параллельно американцам, просто советские инженеры двигались по иному пути.
По этим чертежам советские инженеры сделали неутешительный вывод: корабль может нести ядерное оружие и атаковать СССР из любой точки околоземного пространства. При этом в момент атаки он может находиться вне систем раннего оповещения о ракетном нападении.
Конечно, американцы отрицали факт возможности военного применения Шаттла, но позже, в начале 2000-х, вскрылся факт как минимум одного военного полета якобы сугубо гражданского Space Shuttle в космос для вывода спутника-разведчика.
Глядя на возможную угрозу, правительство СССР выдало нескольким НИИ секретное задание — разработать многоразовый челнок, который, как и Шаттл, мог использоваться и для гражданских, и для военных целей. Практические работы начались в 1980 году, и к 1984 был представлен первый масштабный экземпляр для летных испытаний.
Первые прототипы действительно напоминали Space Shuttle, но лишь снаружи. Внутри это был совершенно иной корабль с другой философией, больше направленной на автоматизированные системы.
Испытания «Бурана» и его преимущества
Для перевозки такого сложного и тяжелого космического корабля, как «Буран», потребовался новый большой самолет, которым стал Ан-225 «Мрия». Несмотря на то, что у «Бурана» были турбореактивные двигатели, позволявшие взлетать с обычного аэродрома, его перевозили именно с помощью Ан-225.
И если Шаттлы испытывали реальные летчики, то у «Бурана» был иной подход — автоматизированный вывод на орбиту. Это было одно из важнейших преимуществ, которые делали «Буран» более перспективной разработкой, не зависящей от человеческого фактора. Кроме того, несмотря на собственные двигатели у Шаттла, ему для взлета требовались отдельные твердотопливные ускорители. Советские инженеры избавились от этой по большей части ненужной конструкции и поднимали «Буран» в атмосферу и за ее пределы с помощью отдельной ракеты «Энергия». Это позволило увеличить полезную нагрузку на целую тонну.
Свой первый и последний полноценный полет «Буран» провел 15 ноября 1988 года, взлетев с космодрома Байконур. Важно отметить, что это был полностью автоматизированный полет с использованием бортового компьютера и программ. Специалисты на Земле лишь следили за показаниями и были готовы в случае необходимости вручную управлять челноком. Все остальное делал сам «Буран».
Общий полет челнока составил 205 минут, за которые он сделал два витка вокруг планеты и самостоятельно приземлился на аэродроме Байконура.
О совершенстве систем «Бурана» и превосходстве над аналогами Space Shuttle говорит тот факт, что, получив информацию о плохой погоде в месте посадки, корабль самостоятельно сделал маневр и пошел на дополнительный вираж с заходом на полосу с другой стороны. То есть компьютер повел себя как живой пилот, принимая верные решения.
Конец «Бурана»
Несмотря на явное преимущество в виде возможности полного беспилотного выхода на орбиту и приземления, «Буран» так и не стал заменой одноразовым ракетам. Будучи квинтэссенцией советской инженерной мысли, он наткнулся на непреодолимую преграду — экономический и политический кризис.
В 1990 году были остановлены работы по созданию и обслуживанию советских многоразовых челноков, а с распадом СССР любые движения в сторону многоразовых кораблей были прекращены.
«Буран» был хорошим, но очень дорогим кораблем. При том, что у СССР, а потом и у России были дешевые ракеты для полетов в космос, целесообразность «Бурана» в условиях новой экономики была сомнительной. Кроме того, даже такая богатая держава, как США, признала если не провал, то сомнительную успешность программы Space Shuttle ввиду ее крайней дороговизны и низкой отдачи.
Дальнейшая судьба «Бурана» печальна. В 1989 году он был показан на Парижском авиасалоне, а затем помещен в ангар на хранение на космодроме Байконур. В 2002 году ангар обрушился и похоронил под собой не только экземпляр, летавший в космос, но и хранившиеся рядом готовые ракеты-носители «Энергия».
Несмотря на принимавшиеся попытки возродить программу многоразовых кораблей в России, сегодня многим инженерам очевидно, что та концепция, как и собратья из Space Shuttle, устарела и годится лишь для музея. Необходимы новые многоразовые корабли, которые учтут как достоинства, так и недостатки «Буранов» и откроют путь человечеству к далеким планетам и звездам.
Комментарии
(0)