Парадокс, но прошло практически 200 лет с момента создания велосипеда, а человечество до сих пор не придумало более совершенный транспорт. Речь не о технических наворотах, а о практической пользе. Сам посуди: бензин для него не нужен, двигается исключительно на мускульной тяге, чем наносит огромную пользу твоему здоровью и окружающей среде. Он удобен, и при случае его даже можно сложить и унести в руках. Иной раз в пробковом заторе на нём можно быстрее доехать из пункта А в пункт Б, чем на автомобиле, а уж про лавирование между людским и автомобильным потоками даже говорить не приходится. На машине не срежешь по дворам, не спустишься в метро и не всегда удаётся подняться в горы. Потому все и любят двухколёсного друга – за безотказность, практичность и универсальность. Велосипед – это не роскошь, а вещь, которая сделает тебя счастливее.
Но несмотря на любовь, большинство граждан знают о велосипедах на уровне чайников и выбирают их по двум критериям: чтобы был красивый и чтобы были колеса, сиденье, руль и ручной тормоз. А ведь на самом деле выбор велосипеда – это целая наука с кучей нюансов, ориентированных на потребительские потребности. Не зря ведь существует столько разновидностей этого простого, на первый взгляд, средства передвижения. Поэтому будем с помощью этой статьи превращать обычного пользователя в знатока велобайкерского рынка.
Для чего тебе велосипед?
Это самый первый вопрос, которым ты должен задаться ещё до похода в магазин, это самое важное в выборе любого байка. Именно этот критерий влияет на все остальные.
Ответь на вопрос, где ты будешь на нём кататься: по городскому асфальту и парковым дорожкам, по лесным тропинкам или по автомобильным трассам?
Некоторые велосипеды и вовсе созданы для долгих путешествий со всеми вытекающими обстоятельствами, вроде тяжелого груза юного туриста, сменяющихся дорожных покрытий и непостоянства погоды. А может, ты собираешься делать умопомрачительные трюки и войти в состав олимпийской сборной по «BMX – Supercross»? Тогда к услугам велосипеды, на которых весьма трудно проехать километр, но просто совершать немыслимые кульбиты.
Круизёр
Начнём с самого популярного сегмента – с городских, или дорожных, байков. Конкретно круизер – байк в классическом понимании этого слова, предназначенный для неспешной езды по городу. Если есть что-то более размеренное и пригодное для города, так это субкомпактный хэтчбек. Большую скорость на таком развить не получится в силу его роскошного веса (до 20 кг), но обратить на себя внимание этот красавец всегда сможет.
Он буквально облеплен различными примочками, которые, с одной стороны, служат добрую службу в городском пространстве, а с другой – как раз и утяжеляют и без того массивную раму. Тут и брызговики на переднем и заднем колёсах, и багажник, на котором так интересно было кататься в детстве, и семь скоростей, и защита цепи, и широкое удобное сиденье, а также широкая здоровая резина с агрессивным рисунком протектора.
Но главная отличительная черта – широкий и раскидистый, словно бычьи рога, руль.
И всё-таки круизер далек от звания удобного велосипеда. Его сложно тащить по лестнице в доме без лифта, он занимает очень много места для хранения и, признаться честно, очень неудобен в управлении. Конечно, можно привыкнуть, скрутить все ненужное, чтобы хоть как-то облегчить свою участь и его вес, но это только добавит новых проблем. Но если твоё кредо – неспешная езда, и в твом жилище много места для хранения, то выбирай без раздумий.
Складной велосипед
Настоящее спасение для тех, чей путь куда-либо не обходится без пересадок. Как правило, чем больше пересадок, тем легче и компактнее складной велосипед. Принцип действия прост, как велосипедная спица: на раме отодвигается защелка, и велосипед складывается пополам, колесо к колесу.
Рама складного велосипеда лишена нижней трубы, зато верхняя массивна и устойчива. Многим кажется, что эта самая складываемость делает его хрупким и недолговечным. Но на самом деле они такие же прочные, как и остальные собратья. Рама достаточно крепкая, чтобы не развалиться при падении с высокого пригорка или на барьер.
Ещё один плюс подобного транспорта – это амортизация, хотя она встречается не на всех моделях. Однако задний амортизатор существенно прибавляет к весу велосипеда, не говоря уже о 35-40% к стоимости. Плюс, катаясь на двухподвесе по городу, вас не покинет ощущение «резиновости» при кручении педалей. Часть усилий, направленных на прокрутку, будет тратиться на сжатие заднего амортизатора, а не на движение вперёд. Всё чаще производители подобных великов думают о компактности, а уж потом вспоминают о такой штуке как комфорт. Так что его огромная стоимость не окупается вовсе.
Шоссейный велосипед
Легкий и надежный, с тонкой высокой рамой, которую некоторые даже изготавливают из карбона. Элегантная модель, чей опущенный и изогнутый руль подкупает всех, кто планирует приобрести велосипед, чтобы начать вести здоровый образ жизни.
Это велосипед для скорости и только для скорости. Даже знаменитая ручка изогнута неспроста: в таком положении велосипедист оказывает меньшее сопротивление воздушным потокам, а потому едет быстрее.
Профессионалы разгоняют его до 90 км/час. Обычному любителю до таких цифр далеко, но в любом случае он удобнее и быстрее круизера.Правда, изогнутый руль удобен далеко не всем, потому производители выпустили гибрид с прямой ручкой.
Но при всех прелестях и легкости шоссейника, ему совершенно противопоказаны неровные покрытия. Амортизации у него нет, а ощущения настолько неприятны, что даже вспоминать про них не хочется.
Кроме того, он очень хрупкий. Если складному падение с высокого бордюра как с гуся вода, то для шоссейника это падение может стать смертельным.
Для езды по бездорожью
Назревает вполне логичный вопрос: что делать, если ровных дорог в городе нет? Для этого созданы MTB-байки, которые с каждым годом набирают всё большую и большую популярность. Бывают они двух видов:
– хардтейл;
– двухподвес.
У хардтейла стоит только передний амортизатор (на вилке), задник жёсткий; у двухподвеса амортизаторов два – передний и задний. Вот, собственно, и вся разница, только нужно ещё раз уточнить, что каждая подвеска стоит немалых денег.
Что хардтейл, что двухподвес предназначены для агрессивной езды и стремительных спусков по пересечённой местности. Именно такие конструкции встречаются в горных велосипедах.
Есть между ними существенная разница. Более дерзкий и необузданный двухподвес чаще всего выбирают профессионалы. Дешево он стоить не может, а брать его просто для того, чтобы покататься – как минимум неуважение к профессионалам дела. Уж лучше взять более дешёвый хардтейл.
Гибридные велосипеды
Тем, кто никак не может определиться с выбором, знатно помогли инженеры, в один прекрасный день создав гибридные модели. Сбылась мечта тех, кто хотел соединить проходимость горного и скорость шоссейного байков. Именно так появились удобные облегченные круизеры и выносливые шоссейники. Некоторые пошли дальше и приделали к простому велику электромотор. Это, кстати, тоже своего рода гибрид по аналогии с автомобилями, под капотами которых скрыт гибридный двигатель.
Выделить его в отдельную группу и дать какую-то более точную характеристику просто невозможно, всё зависит исключительно от фантазии конструктора. Скажем лишь одно: не пугайся этого странного названия, просто разузнай про его характеристики и соотнеси со своими потребностями.
Трюковые велосипеды
Огромный пласт велосипедов, спрос на которые уже 20 лет неуклонно растёт вверх, – это трюковые велосипеды. Пожалуй, самый известный представитель – ВМХ, выбор агрессивных и безбашенных трюкачей. Ещё более отчаянные парни выбирают велосипеды для триала, у которых даже сиденья нет. Но доехать вразвалочку до пункта назначения с их помощью можно. Велосипед для дерта совершенно не для езды, скорее для высокого парения в воздухе, для даунхила – для спуска по суровому бездорожью прямо к подножью горы за минуту.
Разумеется, их нужно брать только в том случае, если ты будешь усердно и кропотливо постигать азы велоэкстрима. Покупать их своему сыну в качестве первого велосипеда – просто вызов здравому смыслу, потому как за их стоимость можно приобрести массу полезных вещей. Всему виной два длинноходных амортизатора, тяжелая рама, широкие покрышки и надёжные дисковые тормоза.
Запчасти
Теперь уделим время отдельным запчастям велосипеда, на которые нужно обращать внимание перед покупкой. Конечно, если ты покупаешь дорогущий велосипед за 70 000, да даже за 25 000, то беспокоиться о подборе тормозов не стоит. Но эти знания уж точно лишними не назовёшь.
Рама
Рамы делаются из алюминия, стали и карбона. По соотношению крепости рамы и веса лучше брать алюминиевую, которая, благодаря современным технологическим процессам, может принять абсолютно любую форму. Увы, она не такая прочная, как стальная, которая неподвластна деформации и готова служить вечно. Минусами стали являются, во-первых, то, что она тяжёлая, а во-вторых, что поглощает скорость.
Что касается карбона, то его используют для изготовления самых лёгких велосипедов.
Вилка
Вилки бывают нескольких видов:
– пружинные;
– пружинно-эластомерные;
– воздушные;
– масляно-воздушные (низкого давления/высокого давления);
– масляно-пружинные.
Однако чаще всего выбирать приходится между пружинной и воздушной вилкой. Тут можно ориентироваться, например, на твой вес: для увесистого велосипедиста больше подходят воздушные вилки, для лёгкого ездока сойдут и пружинные.
Есть у вилки ещё один критерий под названием «Длина хода». Для каждого велосипеда своя длина.
– короткоходные (25 мм.) вилки: городские, прогулочные велосипеды;
– обычные (50-75 мм.): MTB-байки, городские велики и велосипеды для туризма;
– средние (75-125 мм.): MTB-байки, велосипеды для агрессивного стиля езды, туризм и иногда для гонок;
– длинноходные (125-300 мм.): двухподвесы и велосипеды для даунхилла.
Тормоза
Большая проблема – выбрать тормоза, одну из самых важных частей байка. Рынок балует покупателя огромным изобилием, но чтобы не запутаться, запомни эту элементарную схему.
Для простой езды по городу можно брать любые тормоза начального уровня.
Для длительных походов, когда несчастному велику приходится испытывать тяжесть вещмешка, подойдут вибрейки.
Для тех, кому велосипед нужен и в городе, и за городом, можно взять и любые дисковые.
Для кроссов и скоростных катаний лучше выбрать либо дисковые гидравлические, либо ободные вибрейки высокого качества.
Велосипед для триала должен иметь ободную гидравлику или самые мощные вибрейки, а велосипед для фрирайда – обязательно дисковую гидравлику.
Есть ещё роллерные тормоза, которые весят примерно столько же, сколько и стоят, но зато им не страшна ни грязь, ни прямое попадание автомобильного бампера.
Колеса
В общем-то с колёсами все предельно ясно. Если ты не собираешь байк по запчастям, то волноваться не о чем. В хороших дорогих велосипедах ставят соответствующие стилю езды колеса. Большие колёса помогут быстро развить скорость, меньший диаметр колёс даст велосипеду манёвренность и уменьшит габариты. Так, на шоссейниках стоят 28-дюймовые, а на городские ставят от 20 до 26.
Покрышки нужно выбирать по рисунку. Чем он агрессивнее и глубже, тем легче покрышки перемесят грязь. Но по ровному асфальту ездить на них – настоящее мучение. Для города, как и для шоссе, берут слики – шины без рисунка.
Седло
Выбирая седло, останавливай свой выбор на седле с узким носом и крыльями без выступов. С таким очень сложно натереть внутреннюю поверхность бедёр. Приобретать огромный трон совершенно ни к чему.
Главное, перед покупкой примерить седло к своей пятой точке. Тазовые кости должны располагаться на жёсткой площадке.
Если говорить про материал, то безусловно высшие комплименты летят в адрес кожи. Что касается популярного кожзама, то тут, как говорится, кожзам кожзаму рознь. Главное, не брать пластиковую седушку. Организм не простит.
Манетки, кассеты, звездочки
Механизмы переключения скоростей, известные как манетки, делят на две категории:
Рапид файр – одним рычажком скорость повышается, другим понижается, при этом рука на руле не меняет своего положения, переключатели всегда под пальцами.
Рапид файры более удобные, но хрупкие.
Звёздочки выпускаются с разным диаметром и в разном количестве, что характеризует велосипед.
А вот с кассетами работает неприятный принцип: чем дороже, тем лучше. Самые прочные и дорогие – титановые – могут быть не всем по карману, поэтому лучше раскошелиться на стальные, уж куда лучше алюминиевых.