В 1542 году отряд конкистадора Франсиско де Орельяна пробирался сквозь непроглядную сельву. Они стремились вверх по течению недавно открытой реки в поисках скрытых сокровищ. В месте, где сливались притоки, ширина реки оказалась так велика, что испанцы не могли разглядеть ее берегов. Нечто столь грандиозное нуждалось в соответствующем имени. Испанцы выбирали между несколькими названиями, перебирая характерные для своей культуры символы. Конечно же, было и предложение назвать реку именем первооткрывателя — Орельяна. Споры нарушила внезапная атака местного племени. Конкистадоры рассмотрели длинные волосы и были поражены свирепым нравом этих людей. Некоторым показалось, что их застали врасплох женщины-воины. Отбив атаку первопроходцы решили назвать реку известным всем нам сегодня именем Амазонка в честь легендарных воительниц.
Несмотря на то, что мифические амазонки не имели никакого отношения к Южной Америке, их слава пережила века. Об удивительных женщинах-воительницах до сих пор снимают фильмы, пишут книги и создают игры. Их образ навсегда закрепился в глобальном культурном пространстве. Попробуем разобраться, откуда взялась легенда и кем были амазонки на самом деле.
Происхождение мифа
Начать стоит с того, что само происхождение слова не ясно. Греческое определение a mazos означает «безгрудая». По одной из версий, амазонки еще в детстве выжигали правую грудь ради удобства стрельбы из лука. Однако здесь есть три важные детали. Во-первых, тетива натягивается не к груди, а, скорее, к шее. Во-вторых, если в слове a mazos делать ударение на первую букву, получится, наоборот, «пышногрудая». В-третьих, на всех произведениях античной живописи амазонки представляются обычными женщинами с нормальной грудью.
Древнегреческие источники утверждают, что отцом амазонок является бог войны Арес, их мать — богиня согласия Гармония. Существует иранская версия происхождения, созвучное слово «ha-mazan» переводится как «воины», хотя здесь и нет привязки к полу. Кроме этого, название отсылает к племенам, проживавшим на территории Кавказа и Малой Азии. Сообщения Гомера, Плутарха и Геродота отправляют нас к юго-восточному Причерноморью.
5 самых скандальных женщин в истории
Амазонки в древней культуре
Заселив берега реки Амазон (сегодня это Ешильырмак в Турции), женщины выстроили радикальное общество матриархата. Контакты с мужчинами осуществлялись исключительно ради продолжения рода, после чего новорожденных девочек воспитывали в соответствии с традицией. Если рождался мальчик, его отдавали отцу либо убивали. Постепенно племя росло, превращаясь в целый народ, которому требовалось и собственное государство. Согласно мифу, такие города, как Эфес и Смирна, были построены амазонками. Тогда и начались завоевательные походы в Азию.
Впрочем, Плутарх утверждает, что амазонки заселяли Кавказский хребет вдоль Каспийского моря. Гомер упоминает о войне фригийцев с женщинами-воительницами, в ходе которой Геракл убил царицу амазонок и отнял у нее пояс. Весть об этом быстро дошла до женского царства, новая предводительница Антиопа повела войско по льду через замерзший Керченский пролив. С этого началось многомесячное вторжение в Аттику, где амазонки не добились решительного успеха и были вынуждены отойти назад. Тем не менее, отношения с греческим союзом было окончательно испорчено. Это найдет свое отражение и во время Троянской войны. Царица Пентесилея придет на помощь Приаму и будет оборонять стены города. Согласно записям Гомера, она погибла в бою с Ахиллесом, как и несколько других воительниц.
Более поздние сказания упоминают визит, иногда даже союз царицы амазонок Фалестре с Александром Македонским. Впрочем, здесь не вполне ясно, что именно подразумевается под «союзом». Им отводится место и древнерусском писании «Повести временных лет». Нестор весьма категоричен в своих суждениях, вот небольшой отрывок:
«Амазоняни же мужа не имуть, акы скотъ бесловесный».Можно и без перевода понять, какого мнения об амазонках наш летописец. Кроме того, он тоже сообщает, что воительницы убивают новорожденных мальчиков, оставляя только девочек. Так или иначе, но амазонки вошли не только в эпическую поэзию, но и стали предметом изобразительного искусства, прежде всего в Древней Греции.
Легендарные женщины-воительницы не из кино
Как было на самом деле
Этот вопрос остается дискуссионным. Здесь хочется упомянуть поговорку о том, что дыма без огня не бывает. Однако нет и прямых доказательств существования именно отдельного племени женщин-воительниц. Например, археологические раскопки подтверждают существование женщин-воинов, а также их важную роль в социальной жизни сарматского общества. Судя по захоронениям, около 25% воинов сарматов были женщинами. Только речи о какой-то обособленной и, тем более, столь многочисленной группы, как амазонки, не идет.
Современные историки полагают, что первоисточник мифа уходит корнями в Минойскую цивилизацию, намного более древнюю, чем сама Греция. Поэтому до истоков нам едва ли удастся добраться хоть когда-нибудь. С другой стороны, можно хотя бы проследить, каким образом легенда менялась, где и когда обрастала дополнительными деталями. В пользу реального существования амазонок говорят многочисленные находки образцов искусства. Они изображаются рядом как с мифическими персонажами, так и с реальными. Противники утверждают, что к периоду возвышения Греции миф об амазонках уже был древним и мог перейти к самовоспроизведению именно через культуру.
Историк, специализирующийся на Древней Греции, Игорь Суриков предлагает гипотезу об «удаляющихся амазонках», которые, по его мнению, могли существовать какое-то время, но с расширением влияния Греции были вынуждены отходить все дальше. Косвенно эту гипотезу подтверждает доктор исторических наук Марина Скржинская. Она указывает на эволюционировавший образ амазонок. На более ранних изображениях воительницы носят короткий греческий хитон. Позже появляется расшитый костюм со скифским оружием. Научная дискуссия продолжается, а культурный образ амазонок продолжает жить, развиваться и даже вдохновлять людей во всем мире.
Разоблачить психушку и создать Ирак: некиношные искательницы приключений