Говорят, что глобализация — это отличный процесс, который делает нас лучше, обогащая нас культурным многообразием. Из телевизоров тебе могут легко сказать, что все народы, конфессии, профессии, классы, касты живут в мире и радости, а опоясывает их красивая радуга, которая наполняет их сердца счастьем. Однако люди, которые выросли в обществе плавильного котла, к таким идеям относятся с большим скепсисом. Нет, хороших моментов много — например, общество плавильного котла всегда выделяется своей уличной кухней, где традиции разных народов делают пищу интереснее и вкуснее. Но если опустить гастрономические подробности, то проблем в таких городах, странах, регионах полным полно. Итак, если ты фанат смешения культур, то вот тебе пять доводов о том, как это смешение негативно влияет на твою жизнь.
1. Культура вождения
Не хотим обидеть наших южноазиатских друзей, но культура вождения в Пакистане отличается от культуры вождения в Санкт-Петербурге. Почему? Потому что беспорядочное и агрессивное вождение — это национальная особенность стран, где отсутствует нормальное дорожное законодательство. Мало того, что люди превышают скорость, так они еще и делают это на убитых машинах, которые вообще никоим образом не проходят должного техобслуживания. А что ты скажешь о заниженных и тонированных тачках, которые являются частыми гостями рубрики «автокатастрофы» на местных телеканалах?
Можно возразить и сказать, что это не вопрос культуры, а вопрос человека. Но разве человек когда-либо был оторван от культуры? Если тебя с самого раннего детства приучать к наплевательскому отношению к езде на дорогах, то ты вырастешь дегенератом, которого опасно выпускать на проезжую часть. К сожалению, немалая доля культуры «плавильного котла» состоит именно из таких персонажей. Что для одной страны — норма и круто, для другой — банальное нарушение закона и сознательное создание аварийных ситуаций.
2. Тебя будут ненавидеть, и ты будешь ненавидеть
Казалось бы, что люди — умнейшие существа на планете. Но когда опускаешься в плавильный котел, то сразу об этом забываешь. Всё это дело напоминает коммунальную квартиру, где частые ссоры — это норма жизни. В обществе культурного и национального многообразия происходит точно так же — люди постоянно ссорятся, если их что-то не объединяет. И здесь проблема не в нациях, а именно в модели восприятия базисных вещей. Христианину сложно понять мусульманина, а уж атеиста тем более. Могут ли они существовать в мире? Без сомнения, могут. Но только в индивидуальном порядке. А вот когда в дело вторгается то, что мы называем «толпой», то градус ненависти начинает зашкаливать, и это неизбежность. Толпа заостряет внимание на различиях — таким образом она (толпа) пытается защитить свою идентичность от вторжения других идентичностей.
Именно поэтому, какими бы не были меньшинства, они всегда будут агрессивными. Невесело, но что тут поделать? Над ответом бились и бьются множество умов, но достойного решения проблемы пока найти так и не удалось — разве что в Штатах концепция «американской нации» оказалась более чем устойчивой. Впрочем, и у них полно религиозных, расовых, гендерных конфликтов, которые превращаются в кровавую бойню на улицах. Глупость человеческой толпы безмерна.3. Многообразие радикализирует тебя
Посмотри на японцев. Спокойные ребята? Да, они действительно, несмотря на суицидальные наклонности, достаточно уравновешены — это плюс общества «одной нации». У них достаточно похожие взгляды на жизнь, одна идеология, одна психика, одни нормы. Да, там тоже случаются ужасы вроде зариновой атаки в Токийском метрополитене, но их количество несоразмерно ниже, чем то, что творится в обществах «плавильного котла», которое якобы по всем параметрам должно быть лучше. Примеры? Франция образца последних трех лет. Когда Франция бросила вызов Исламскому Государству (запрещенной в России экстремистской организации), то они пожали плоды своего выбора, развернув против себя радикальную исламскую молодежь. Уверены, что и сами французы начинают радикализироваться, живя бок о бок с теми людьми, которых абсолютно не понимают.
Нельзя построить Шариат и Свободное общество в одном и том же государстве. Будет либо одно, либо другое. А когда всё смешивается, то люди просто становятся злыми. Даже миролюбивый веган-пацифист станет радикалом, если каждый год будет видеть, что во дворе его дома ритуализированно убивают животных.
4. Ты полюбишь популистов, как и твои соперники
Накопившиеся проблемы, которые связаны с жизнью в многонациональном, многоконфессиональном обществе без единого культурного кода (например, как в Китае), в конечном итоге трансформируются в нечто, что можно назвать приверженностью к популизму. Это явление чертовски опасно, потому что оно может отбросить общество на десятилетия, а то и сотни лет назад в плане социального и технологического развития. При этом популизм не всегда выражается в ксенофобских настроениях. Популизм может быть и левым, и правым, и черт знает каким еще. Его суть в том, что политик-популист умеет пользоваться твоей глупостью (поверь, она у тебя есть, как и у нас) и глупостью твоих соперников. Он говорит то, что ты хочешь слышать, не вдаваясь в подробности. Проблема только в том, что некоторые политические решения, которые следует принять, когда на дворе кризис, далеки от того, что бы ты хотел услышать, — они могут быть сложными, неоднозначными, болезненными.
Из сложных ситуаций нет простого выхода, а популист легко может найти того, кто во всем виноват: фашисты, иммигранты, капиталисты, политики, мужчины, женщины (выбери сам, кто виноват в том, что у тебя всё плохо). В более стабильных обществах такой проблемы нет, потому что людей, живущих по уму, волнуют финансовые вопросы, вопросы свободы, вопросы личной безопасности — они не думают о неком «высшем благе» или «правильной идеологии», они думают о себе. В той же Японии популизм будет встречен в штыки, потому что он невыгоден, хотя отдельные его элементы живут даже там.
5. Тебе придется подстраиваться под людей
Плохо, когда у людей нет своей страны, а когда общество слишком расслоено, то страны нет вообще ни у кого. Ни у иммигрантов, ни у коренных жителей. Проблема в том, что всем приходится подстраиваться под друг друга. Нет, ты не понял. Периодически каждый сталкивается с ситуацией, когда надо сделать то, чего делать не хочешь, чтобы кому-нибудь угодить. Но в обществе «плавильного котла» всё это возводится в абсолют — ты просто теряешь свободу делать определенные вещи и говорить на определенные темы, чтобы та или иная группа людей ненароком не оскорбилась.
Получается, что свободное общество превращается в общество взаимных самоограничений, а когда это дело подпитывается еще и законодательством, то комфортной жизни нет ни у кого — отсюда и возникают мысли уехать в другую страну (где обязательно будет лучше!), даже не имея конкретных причин. У нас выбивают почву из под ног, отчего мы становимся только несчастнее.