Если ты еще не слишком юн для этого сайта, мой друг, ты наверняка прошел болезненную процедуру приема на работу и изведал все ее прелести: беседу с работодателем, ожидание звонка, беседу с еще одним человеком, тестовое задание, ожидание и получение работы. Или неполучение, тут как повезет. Сколько раз устраивался на работу и читал различные объявления с перечнем требований, столько удивлялся абсолютной нелогичности и странности постановки вопроса. Вспомнить я могу, конечно, далеко не все косяки, но вот некоторые клише, которые используются слишком часто, это легко. Дело в том, что если хорошенько подумать, оказывается, что большинство обязательных требований к кандидату по сути полная нелогичная хрень. Почему? Сегодня я с тобой поделюсь своими размышлениями.
1. Отличные устные и письменные коммуникативные навыки
Вроде бы звучит логично, скажешь ты? На самом деле не очень, если твоя работа не зависит напрямую от необходимости постоянно убалтывать народ, пытаясь втюхать им очередной пылесос, холодильник или книжки от издательства. На большинстве должностей тебе придется говорить с компетентными людьми и получать от них указания. Часто на работе приходится встречаться с людьми, чей словарный запас чуть богаче, чем у Эллочки-людоедки, и от этого становится страшно. Вроде бы черным по белому написано: «Отличные устные и письменные коммуникативные навыки». Где их умение писать без подсказок? Где их умение красиво говорить и располагать к себе? Но самое важное: зачем оно вообще нужно?
Иногда умение правильно и красноречиво говорить мешает. Я серьезно! Это не значит, что нужно отказываться от красноречия, но многие тебя откровенно не понимают. Особенно когда ты шутишь. Многие не любят долгие реплики, многие не понимают некоторых слов. Некоторым кажется, что ты издеваешься над ними, когда говоришь не в духе: «Ну, это… типа». Тут важно умение знать свою аудиторию и понимать, когда можно говорить сложными предложениями, а когда достаточно сказать: «Кать, слышь, отчет надо по той форме!» К слову, о письменной коммуникации. Тут та же фигня. В общем чате встречаются люди, которые не понимают шуток, иронии или просто положительного отношения без… этих проклятых скобок, которые означают смайлики. Это тоже надо прочувствовать. То же самое касается и шуток, которые могут не только не рассмешить людей, но даже оскорбить.
2. Многозадачность
Модное нынче слово, особенно за рубежом. Кто-то прознал о наличии такого понятия, хотя оно всегда было связано у меня с необходимостью купить больше планок памяти в материнскую плату. Многозадачные люди весьма редки по своей природе хотя бы по той простой причине, что, если кто-то попытается сделать два-три дела одновременно, у него и первое, и второе получатся гораздо хуже, чем хотелось бы. Чаще всего мы делаем задачи по очереди или постепенно переходя то к одной, то к другой. Даже работники какого-нибудь Макдака под многозадачностью понимают умение раскладывать сыр по нескольким бургерам ПО ОЧЕРЕДИ, когда стоят «на мясе», несмотря на то, что они как бы делают несколько бутеров.
Девяносто процентов нашей работы состоит из выполнения одного и того же действия снова и снова, так что я вынужден предположить, что под многозадачностью они имеют в виду делать это и одновременно сидеть во ВКонтакте и на Lente.ru, читая новости в течение всего дня. Этот навык должен быть заменен «способностью распознавать шаги босса, приближающегося к тебе, и быстро ударить по Alt + F4, перейдя к бессмысленной таблице, не обновлявшейся с июля». Шутки в сторону, но это на сегодняшний день уметь работать и читать что-нибудь в редкие перерывы, не вредя рабочему процессу, является лучшим умением и показателем мастерства работника.
3. Умение работать в коллективе и самостоятельно
И что это, черт возьми, значит? На любой работе тебе приходится работать в коллективе и одному. Подумай об этом: ты всегда работаешь в одиночку или в команде, поэтому не заменить ли это всё на «возможность работать»? Ну, фиг с этим.
Часто командная работа подразумевает, что двое работают, а трое ни хрена не делают или сшивают степлером бумажки. Очень редко каждый член команды вносит свою копеечку в общее дело на совещании, планерке и в командной работе. Даже если тридцать человек четко разделены на группы и делают что-то, есть один-два человека, которые делают вид. Вспомни универ или школу, когда вас делили на группы и заставляли работать. Вкалывали два отличника, очень старательные девочки, один пытался командовать, а остальные скучали, рисуя неприличные картинки на полях тетрадей.
Так бывает и во взрослой жизни, когда ты сидишь в конференц-зале и лениво разглядываешь, как три-четыре человека выполняют за вас всю работу, за которую им заплатят столько же, сколько тебе. Бывало так, что во время командной работы все действительно вкалывали, но это заслуга нормального лидера, коих очень мало.
4. Отличные навыки работы с компьютером
Кто вообще это писал? Какой-нибудь 60-летний кадровик? Компьютер с офисным пакетом есть везде, и печатать на нем приходится даже кладовщику в каком-то подозрительном ИП. Проблема только в том, что большинство делает это крайне плохо, будучи не в курсе где-то половины возможностей того же стандартного офисного пакета. Вот вспомни, когда ты в последний раз ходил в какой-то бюрократический ад. Последние два раза я запомнил благодаря отчаянной попытке что-то крайне медленно напечатать девушки с такими длинными ногтями, которыми точно нельзя ковыряться в носу.
Обычно под этими навыками подразумевается не умение писать программы на C++, разбираться в скриптах и работать со сложными базами данных. Не! На деле это понимание того, куда надо зайти и что тыкнуть, чтобы на экране появилось что-то другое. Эти навыки, несомненно, нужны, но на большинстве работ с конфигурациями помогут разобраться на месте, тебе достаточно лишь уметь печатать.
5. Умение получать направление от руководства, чтобы достигать индивидуальных и командных целей
Это означает не высказывать собственного мнения, когда человек, который отдаленно знает о том, чем ты занимаешься, пытается дать тебе приказы. Замечательная идея во многих торговых предприятиях — это посылать офисных работников раз в год заниматься мытьем полов, полок и размещением на полках товаров в правильном порядке, чтобы они на своей шкуре почувствовали, как работают другие люди. Жаль, что так бывает далеко не всегда, и твое руководство лишь отдаленно понимает, что ты делаешь.
Если учесть, что в некотором роде все эти навыки весьма полезны в деле, формулировка их — чистейших словесный пердеж. Почти все живущие на этом свете и родившиеся позднее 1975 года обладают этими навыками.
Комментарии
(1)к сожалению не все после 1975, и многие после 1990