В начале 2010-х годов интернет стал быстрым, стабильным и общедоступным. С тех пор взаимосвязь между компьютером и пользователем крепла. На практике это выражается в делегировании функций человеческой памяти поисковым системам. Исследования показывают, что люди не запоминают информацию, найденную в сети. Вместо этого мы сохраняем нужные запросы. Впрочем, даже это не обязательно, ведь процесс автоматизирован. Информация о посещенных страницах хранится в браузере.
Это касается навигаторов, расписаний пригородного транспорта, графика работы государственных учреждений или увеселительных заведений. Сейчас активно развиваются и внедряются в повседневную жизнь нейросети. Цифровые помощники отвечают на вопросы, выполняют часть работы и планируют дни. Возможно, в ближайшем будущем мы добровольно передадим ИИ право думать за нас. Определенные сдвиги уже наблюдаются, в первую очередь это касается способности мыслить критически.
3 важных навыка для человека, который будет жить в мире, управляемом ИИ
ИИ может думать вместо тебя
Критическое мышление — это способность анализировать информацию, интерпретировать явления, оценивать события и на основе полученных данных принимать обоснованные решения. Люди с развитым критическим мышлением получают лучшие оценки в школе, как правило, быстрее продвигаются по карьерной лестнице и менее подвержены манипуляциям.
Сравнивая ипотечные условия или ставки автокредитования, вникая в смысл стихотворения, книги или картины, планируя следующий день или отпуск, ты мыслишь критически. Современные нейросети могут выполнять эти же задачи и весьма умело. Что и становится непреодолимым соблазном.
Сайт ChatGPT занимает девятое место по посещаемости, одноименное приложение стало четвертым по популярности, имея более 300 миллионов активных пользователей в неделю. Ставший совсем недавно общедоступным ИИ используется для деловой переписки, планирования поездок, получения различных консультаций. В зависимости от страны уже сегодня от трети до половины молодых людей используют ИИ хотя бы раз в неделю. При этом практически все пользователи интернета потребляют ИИ, содержащий контент, часто, не осознавая этого.
Компаниям продвигают услуги цифровых помощников как инструменты для повышения производительности человека. Концепция понятна и кажется вполне логичной. Если делегировать ИИ рутинные интеллектуальные задачи, пользователь высвободит собственные когнитивные ресурсы, которые могут быть направлены на творчество или поиск инновационных методов работы. Как и век назад, мы ожидаем, что роботы будут выполнять весь тяжелый труд, а люди займутся чем-то возвышенным и станут получать больше удовольствия от жизни.
6 распространенных заблуждений об искусственном интеллекте
Невостребованный потенциал
Возможность перекладывать когнитивные функции на ИИ не используется так, как это описывалось фантастами. Чаще всего наблюдается снижение вовлеченности человека в тот или иной процесс. Профессор Швейцарской школы бизнеса Михаэль Герлих провел собственное исследование и пришел к пессимистичным выводам.
Проще говоря, освобожденное время и когнитивные ресурсы не используются для дополнительного, более сложного анализа, размышлений, творчества. Вместо этого мы смотрим новый сериал на Netflix, листаем новостную ленту и смотрим мемы. Потребляем больше контента, который выбирается алгоритмами ИИ, а часто им же и создается.
Михаэль Герлих провел опрос среди 666 участников эксперимента и обнаружил сильную отрицательную корреляцию между частотой использования нейросетей и способностью критического мышления. Некоторые участники признавали, что ощущают зависимость от искусственного интеллекта и чувствуют нечто отдаленно похожее на панику, когда инструмент оказывается недоступен. Это похоже на реакцию поздних миллениалов и зумеров, которые в свое время попали в такую же зависимость от смартфонов.
Технологическая сингулярность и глобальная слежка: чего боятся люди
Приговор не вынесен
Очевидным и довольно тревожным тенденциям можно возразить. Во-первых, прошло слишком мало времени. Требуются дополнительные, более комплексные исследования и длительные наблюдения. Как признается сам Герлих, его выводы строятся скорее на ощущениях, чем на цифрах. Во-вторых, ключевое значение имеет способ применения ИИ. Это же просто инструмент, который можно использовать правильно и неправильно.
Например, оператор Midjourney или ChatGPT может удовлетвориться первым же полученным результатом, даже убедить себя, что желал именно этого. Либо, включив критическое мышление, пользователь генерирует десятки, сотни новых запросов. Ровно до тех пор, пока инструмент не выдаст необходимый результат. Как выяснилось, создание промптов для ИИ — совсем непростая задача. Именно поэтому качество материалов, сгенерированных нейросетями, так сильно отличается.
ИИ в школах
ИИ будет развиваться и останется с нами навсегда. Этого не следует бояться, но однозначно нужно приспосабливаться. Школьников и студентов необходимо обучать правильной работе с нейросетями. В зависимости от направленности факультета курс может быть общим или углубленным. Выпускник учебного заведения должен отличать генеративный контент от человеческого, уметь оценивать достоверность ответов ChatGPT, иметь представление об алгоритмах работы ИИ.
В ближайшем будущем эти навыки станут так же важны, как письмо, счет, чтение. Отпустив ситуацию на откуп саморегуляции, мы рискуем воплотить темные фантазии об антиутопиях. Однако, как и в случае с генерацией картинок, это будет наших рук дело. Сам же ИИ лишь выполнит возложенную на него роль — думать за людей, если им так угодно.
Технологии и научные прорывы, до которых всегда остается несколько десятилетий
Комментарии
(0)