Слушай подкасты нашей студии
Слушать

9 стратегий, как сохранять хладнокровие в конфликтах на работе

Конфликты на работе — явление нередкое, и в такой ситуации важно сохранять самообладание. Как минимум для того, чтобы не испортить отношения с коллегами и начальством, не подвергнуть сомнению свой профессионализм и не совершить ошибок, о которых в будущем будешь жалеть. Вот несколько эффективных стратегий, которые позволят тебе держать себя в руках.

1. Фокусируйся на фактах, а не эмоциях


В конфликте легче всего поддаться эмоциям, особенно в тех ситуациях, когда кто-то несправедливо обвиняет тебя в чем-либо, дает неверную оценку твоим действиям или просто критикует. Но если ты даешь волю чувствам, то рискуешь усугубить ситуацию и выйти из нее проигравшим. Кроме того, эмоциональная реакция на работе может привести к разрушению твоей репутации профессионала.

Постарайся сосредоточиться не на том, что ты чувствуешь, а на том, что на самом деле произошло, — на фактах. Проанализируй, что ты сделал, продумай, какие могут быть последствия твоих дальнейших слов, подбери убедительные аргументы для ответа собеседнику. Когда ты сосредоточиваешься на фактах, тебе становится легче сохранять спокойствие и превращать диалог в конструктивный.

2. Делай паузы перед ответом

Когда ты оказываешься в ситуации, где собеседник пытается тебя провоцировать или критиковать, тебе хочется мгновенно ответить на негатив. И конечно же, ты выплескиваешь свои эмоции. Для того чтобы сдержаться и сохранить самообладание, тебе необходимо избрать другую стратегию — брать паузы перед ответом.

Глубоко вдохни, мысленно досчитай до десяти, просто продумай то, что собираешься сказать. Главное — это не торопиться озвучивать то, что хочется. Пауза даст тебе возможность успокоиться и лучше сформулировать ответ, чтобы он звучал более конструктивно.

3. Используй «Я-высказывания»


Вместо того чтобы прибегать к обвинениям или критике собеседника, попробуй донести свои эмоции и потребности по-другому. Лучшим способом будет использование «я-высказываний», то есть смещение фокуса с негативной оценки слов и действий человека на свои собственные чувства. Такой подход не звучит как обвинение и снижает вероятность того, что собеседник будет агрессивно защищаться.

Более того, ты и сам станешь разговаривать спокойнее при возникновении конфликтов. А это отличный способ научиться сохранять хладнокровие даже в стрессовых ситуациях.

4. Используй юмор, чтобы разрядить обстановку

Здесь тебе необходимо быть особенно осторожным. Уместный юмор действительно может помочь разрядить напряженную атмосферу, снизить уровень стресса или даже свести конфликт к нулю. Однако важно быть осторожным — понимать, на какие темы шутить не стоит, не пытаться подшутить над самим собеседником, избегать сарказма и так далее.

Самое лучшее оружие в конфликте — это самоирония. Ее использование может продемонстрировать, что ты не воспринимаешь себя слишком серьезно и готов признавать свои ошибки.

5. Знай свои триггеры


Ты должен заранее определить, какие ситуации, слова или действия вызывают у тебя сильную эмоциональную реакцию. Зная, какие у тебя триггеры, ты можешь заранее подготовиться к ним и разработать стратегии, которые помогут тебе оставаться спокойным и сохранять лицо.

Неважно, специально человек пытается задеть тебя или вызывает у тебя злость и раздражение случайно, — ответственность за твои реакции лежит на тебе. Поэтому полезно знать, как стоит реагировать в той или иной ситуации, чтобы не ставить под удар свою репутацию.

Как не прослыть душнилой, если недоволен работой напарника

6. Ищи корень проблемы, а не виноватых

Вместо того чтобы сосредоточиться на поиске виноватого, постарайся найти корень проблемы. Так ты сможешь выстроить с собеседником конструктивный диалог и прийти к общему решению. Постарайся отстраниться от обвинений, снизить эмоциональный накал и подумать над тем, что именно привело вас к конфликту.

Как только вы переключитесь на поиск решений, которые помогут исправить сложившуюся ситуацию, ваше взаимодействие перестанет быть таким стрессовым. Более того, сообща вы сможете эффективно устранить первопричину конфликта.

7. Слушай активно, чтобы понять человека


Большинство конфликтов возникает из-за недопонимания. Поэтому, прежде чем защищаться или нападать на человека, постарайся просто выслушать то, что он пытается тебе донести. Смести фокус на то, что он говорит, и повремени с ответом. Ты всегда успеешь перейти в наступление или отпустить едкое высказывание.

Попробуй задать уточняющие вопросы, чтобы убедиться, что ты правильно понял изложенное. Далеко не каждый человек способен с первого раза четко донести свою мысль — учитывай это. Прежде чем делать какие-то выводы и определять дальнейшую стратегию переговоров, перефразируй слова собеседника и уточни, это ли он имел в виду. Такой подход поможет разрядить обстановку и найти точки соприкосновения.

8. Управляй своим языком тела

Для того чтобы сохранять внешнюю невозмутимость, тебе необходимо контролировать язык тела. Скрещенные руки, нахмуренные брови, закатывание глаз — все эти действия не останутся без внимания собеседника и смогут рассказать о том, что ты чувствуешь, даже больше, чем твои слова. Более того, такие сигналы тела часто считываются окружающими как враждебность и могут только усугубить конфликт.

Старайся поддерживать открытую и нейтральную позу: смотри человеку в глаза, кивай, чтобы показать, что ты его слушаешь, избегай агрессивных жестов. Расслабленная и доброжелательная поза также поможет снизить напряжение и тебе самому, тем самым сделав обсуждение проблемы конструктивным.

9. Установи границы и придерживайся их


Важно четко обозначить свои границы и следить за тем, чтобы другие люди их не нарушали. Это касается не только твоего личного пространства или определенных тем в разговоре, но и профессиональных обязанностей, стиля общения на работе и так далее.

Не стоит долго молчать, если тебя что-то не устраивает: при периодическом подавлении эмоций тебе станет сложно сдерживаться и держать лицо. Если тебя что-то не устраивает, то скажи об этом человеку напрямую, сделай это сразу. Будь уверен в себе, но не агрессивен, избегай пассивной агрессии, не рассказывай о своем недовольстве другим людям. Желательно разговаривать с человеком один на один, чтобы не выставлять его в негативном свете перед коллегами или начальством. Так ты увеличишь шансы решить конфликт быстро и без происшествий.

Как перестать бояться начальника и начать спокойно работать

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)