На рабочем месте нередко возникают конфликты из-за разницы во мнениях и стилях общения. Однако не все конфликты — это плохо.
Отсутствие конфликта является признаком того, что в организации отсутствуют критическое мышление и сомнения в существующих процессах. Это означает, что каждая мысль или поведение сотрудников строго модерируется кем-то, кто ненавидит критику любого рода.
Но как вернуться на правильный путь, укрепить ослабленные отношения в команде и разрешить конфликты до того, как они станут катастрофическими для всей организации?
Вот девять советов, как разрешить практически любой конфликт на рабочем месте.
1. Определи конечную цель разрешения конфликта
В первую очередь тебе нужно определить, чего ты хочешь достичь. Не всегда разрешение конфликта на рабочем месте заканчивается объятиями и рукопожатиями. С учетом сказанного твой подход к разрешению конфликта будет отличаться в зависимости от результата, которого ты хочешь достичь, и (или) твоего типа личности.
Существуют разные подходы к разрешению конфликтов:
— Сотрудничество. Обе стороны совместно работают над поиском лучших практик и решений проблем, с которыми они сталкиваются.
— Избегание. Название говорит само за себя. При таком подходе ты игнорируешь шепот, ворчание, едкие комментарии и всё, что считаешь оскорбительным. Такой метод лучше всего использовать, когда ставки очень низкие и отношения между обеими сторонами не ухудшаются.
— Приспособление. При таком подходе ты считаешь потребности другой стороны более важными, чем свои, в данный момент и готов сдаться для достижения мирного решения. Простыми словами — сторона уступает в попытках угодить другой.
— Компромисс. Означает, что каждая сторона может пойти на взаимные уступки и готова работать сообща, чтобы прийти к обоюдно приемлемому результату. При таком подходе нет проигравших.
13 признаков того, что тебе пора менять работу
2. Инвестируй в свои навыки общения
Разрешение конфликта зависит от твоей способности не только слышать сказанное, но и расшифровывать нюансы слов, языка тела, «вздохов» и даже молчания. Добавь сюда несколько переменных, таких как религия, культурное происхождение, этническая принадлежность, пол и экономические различия, — и ты получишь полную картину.
Таким образом, то, что один сотрудник считает приемлемым, может быть неуместным для человека, который родился и вырос в другой стране (городе) или же придерживается иного вероисповедания.
3. Проси о личной встрече
По возможности всегда стремись к личной встрече. Сложно передать эмоции с помощью электронной почты, потому что эффект невербального общения теряется за экранами компьютеров и мобильных телефонов.
Такие вещи, как тон, мимика и язык тела, могут передавать больше, чем простое «прошу прощения» в теле электронного письма.
4. Избегай личных атак
Важно избегать личных нападок в процессе разрешения конфликта. Вместо того чтобы атаковать собеседника, тебе следует лучше выразить свои чувства.
Примеры того, как это сделать, включают упор на использование «я-сообщений». С их помощью ты берешь под свой контроль диалог и можешь более точно высказать то, что чувствуешь.
Поэтому при разрешении конфликта вместо фразы «ты такой грубый» лучший способ выразить свое недовольство, не умаляя того, что ты чувствуешь, — это сказать: «Я чувствую неуважение, когда вы…».
5. Избегай перекладывания вины
Как и в предыдущем пункте, обвинять кого-то или принимать чью-то сторону — один из надежных способов быстрее разрушить отношения, нежели их исправить.
Человеку свойственно придираться к чему-то или кому-то, кроме себя. Тем не менее цель разрешения конфликта — снизить вероятность того, что кто-то виноват, и это начинается с принятия на себя ответственности.
6. Найди общий язык
Поиск точки соприкосновения означает поиск идей, интересов и убеждений, разделяемых обеими противоборствующими сторонами, и использование этого для дальнейших переговоров.
Звучит легко, но на самом деле довольно сложно применить это на практике. Однако когда все остальные способы разрешить конфликт терпят неудачу, нахождение точек соприкосновения может быть тем самым спасительным способом, что возвращает противоборствующие стороны за стол переговоров для выработки взаимовыгодного решения.
7. Придерживайся фактов
Легко попасть в ловушку, вспомнив события, которые произошли дни, месяцы или годы назад, в попытке переложить вину на другую сторону. Но это не исправит сложившуюся ситуацию. Цель разрешения конфликта — сосредоточиться на фактах, а не на их интерпретации.
Например, если кто-то сообщил тебе плохие новости утром, следует указать: «Он рассказал мне о неприятных новостях», а не «Он испортил мне день с самого утра». Эмоциональные реакции контролируешь только ты, а не твои коллеги.
7 способов понять, почему ты считаешь свою работу бесперспективной
8. Определи барьеры, мешающие произойти изменениям
Выявление препятствий для изменений помогает определить, что можно поменять, а что — нет, а также как можно обойти эти препятствия. Другими словами, как лучше урегулировать конфликт и что для этого можно задействовать.
9. Инициируй политику управления конфликтами
Но для поддержания атмосферы уважения и взаимопонимания на рабочем месте необходимо наличие документации о приемлемом поведении и действиях, которые необходимо предпринять, если межличностный конфликт выйдет из-под контроля.
Политика управления конфликтами — это маяк, который помогает тебе ориентироваться в разногласиях разных сторон и поиске возможных решений конфликта.