По своей сути психологические эффекты — это спрогнозированные реакции человека на внешние раздражители. Конечно, человек сам делает свой выбор — куда идти, кому помогать, что говорить. Но порой случается, что мы не можем ответить на вопрос, почему мы поступили именно так, а не иначе. Нам кажется, что наше поведение в тот момент было нам несвойственно. На самом деле в таких ситуациях на наши решения влияют как раз вышеупомянутые эффекты.
1. Эффект промашки
Красивые, уверенные в себе люди часто кажутся со стороны неприступными, холодными и даже высокомерными. Наладить общение с ними довольно сложно.
Зато когда перед собой ты видишь неуклюжего растяпу, он начинает казаться тебе невероятно симпатичным и харизматичным. Ты намного быстрее проникнешься дружескими чувствами к такому человеку, потому что будешь видеть вашу схожесть. Люди, которые выглядят по-дурацки, заставляют нас расслабиться и не переживать, что у нас может случиться конфуз. Ведь рядом с нами такой же простой и несовершенный человек, который отнесется к нам с пониманием, и это успокаивает.
2. Эффект внимания со стороны
Ситуация знакома каждому из нас — если не по собственному опыту, то хотя бы по поведению наших родных и друзей. Суть заключается вот в чём. У себя дома ты ходишь так, как тебе удобно (в халате или в трусах), не расчесываешься вплоть до момента выхода из квартиры, и всё в этом духе. Но стоит тебе узнать, что у вас будет ночевать мамина подруга, сестра твоей девушки, а может быть, твои дальние родственники, ты выйдешь из своей комнаты причесанным, одетым и, конечно же, полным бодрости и сил.
Самое интересное, что твой гость тоже будет стараться изо всех сил, чтобы выглядеть подобающе. Как бы сильно ему или ей ни хотелось подольше поспать, не париться с одеждой и косметикой, желание предстать при полном параде обязательно победит (если только вы не лучшие друзья).
Такой эффект часто используется при групповых тренировках в спортзале: каждый из участников, понимая, что на него смотрит вся группа, тренируется намного усерднее, чем на одиночных занятиях.
7 способов быть в центре внимания в любой компании
3. Эффект проекции себя
В окружающих нас людях мы чаще всего замечаем те качества, которые присущи нам самим. Оптимисты часто уверены в том, что большинство людей по своей натуре жизнерадостные и неунывающие; пессимисты же, напротив, думают, что все вокруг находятся в унынии.
Еще один хороший пример: если тебя раздражают люди, которые вечно опаздывают, — скорее всего, у тебя тоже есть определенные трудности с планированием своего времени.
4. Эффект личной заинтересованности
Представь ситуацию, которая, скорее всего, действительно происходила хотя бы один раз в твоей жизни: ты идешь по супермаркету — и вдруг тебе предлагают продегустировать новый сорт колбасы. Ты пробуешь кусочек и остаешься довольным. И вот спустя какое-то время, проходя мимо отдела с колбасными изделиями, ты замечаешь ту самую колбасу, что так запала тебе в душу, и, разумеется, кидаешь ее себе в корзинку. Только дома вместо наслаждения вкусными бутербродами тебя ждет разочарование: продукт покажется, мягко говоря, не тем, что ты пробовал в первый раз.
Сразу оговоримся: состав не менялся. Просто в прошлый раз ты был заинтересован в успешном прохождении дегустации. Ты ощущал себя своего рода избранным, особенным, ответственным, предъявлял к себе завышенные требования и старался относиться лояльно к организаторам. А при покупке этого же продукта давать экспертное мнение было уже незачем, и ты осознал, что вкус на самом деле так себе. Получается, что твоя вторая дегустация колбасы оказалась более объективной как раз из-за того, что тебе не требовалось ее оценивать.
9 гениальных экспериментов в социальной психологии
5. Эффект незавершенного действия
Заключается этот эффект в том, что мы склонны держать в голове то место или того человека, с которым мы не завершили какую-либо ситуацию. Банальный пример — когда парень бегает за девушкой, которая отказывается принять его предложение руки и сердца. Как только пара вступает в брак, они расходятся. Просто потому что положительный ответ был дан, и с того самого момента ситуация была завершена — парня перестала интересовать его невеста.
Но завершать такие действия все-таки нужно. В противном случае в нашей голове постоянно будут возникать вопросы о том, что было бы, «если бы мы…».
6. Эффект прожектора
Это один из самых распространенных психологических эффектов. Когда у тебя на носу неожиданно вскакивает огромный красный прыщ и ты вынужден выйти на улицу, тебя не покидает ощущение, что все вокруг побросали свои дела, чтобы только взглянуть на твой прыщ.
Конечно же, мы не думаем о том, что практически каждый человек находится в похожей ситуации (у кого-то сломан ноготь, кому-то не дает покоя стрелка, появившаяся на колготках, кто-то посадил на свои светлые джинсы пятно от кофе). Каждый из нас зациклен на своих проблемах и не обращает внимания на чужие «промахи». Но в то же время любой из нас уверен, что его «недостаток» с усердием рассматривает чуть ли не каждый встречный.
7. Эффект страусиной головы
Как ты, наверное, уже понял, этот эффект напрямую связан со страхом и стрессом, а именно с моментами, когда в нашей жизни происходит что-нибудь неприятное. В таких ситуациях есть два наиболее популярных варианта развития событий: либо ты предпочитаешь не наблюдать все вытекающие последствия и вообще делать вид, будто бы ничего не произошло, либо ты обсуждаешь случившееся с упоминанием малейших деталей, таким образом понижая уровень стресса и избавляясь от страха.
Самый типичный пример — это здоровье. Допустим, ты заподозрил у себя какую-то болезнь. Тут ты либо до последнего оттягиваешь свой поход к врачу, либо начинаешь просматривать все имеющиеся у тебя симптомы в интернете, приписывая себе все возможные заболевания. На самом же деле такое поведение всего лишь попытка спрятаться от своих страхов.
8. Эффект одиночества в толпе
Получить помощь в толпе крайне сложно. Людской поток будет непрерывно двигаться, демонстрируя, что никому нет дела до твоей проблемы. Ведь вокруг так много людей, и помочь может «кто-то другой, но не я».
Когда тебе требуется помощь, обращайся к конкретному человеку — останови его, объясни суть проблемы и попроси уделить минуту внимания. Обращаться ко всем и сразу практически бесполезно. Вряд ли кто-то откликнется.
10 экспериментов, которые разоблачают человеческую сущность
9. Эффект связи несвязанного
Мы очень любим распространять несвязные, недоказанные утверждения: к примеру, что все блондинки на самом деле тупы или что повстречавшаяся черная кошка, которой вздумалось перейти нам дорогу, вдруг должна принести несчастье.
Люди даже не задумываются о том, какую чушь они помогают тиражировать. Практически каждый стереотип основан на вещах, совершенно несочетаемых между собой. В случае если ты слышишь что-то подобное, перед тем как повторять, включи критическое мышление.