Боязнь потерять свою работу — это естественный страх для большинства людей. Кто-то слишком привязан к своему месту и коллегам, кому-то необходимы деньги, а кто-то просто не уверен в себе и думает, что не сможет найти другую работу. Когда этот страх перерастает в постоянный, он начинает толкать людей на странные, а порой и безрассудные поступки, заставляет их сдерживать свой потенциал и излишне переживать из-за своей эффективности. Вот несколько привычек, которые точно есть у тех, кто боится увольнения.
1. Они берут на себя больше обязанностей
Некоторые люди считают, что чем больше обязанностей они взвалят на свои плечи, тем выше будут шансы стать незаменимым сотрудником. В результате они соглашаются на дополнительные задачи, даже если не успели выполнить основные. Дела копятся, дедлайны горят, а люди оказываются слишком измотаны для того, чтобы справиться с такой нагрузкой. Поэтому работа для таких сотрудников превращается в настоящую пытку — они всегда чувствуют себя уставшими и жалуются на то, что им приходится справляться с огромным количеством задач.
2. Они скрывают свое истинное мнение
Страх обратить на себя внимание, вступить в конфликт с кем-либо, оказаться неправым или столкнуться с тем, что большинство не поддержит их мнение, толкает некоторых людей на излишнюю скрытность. В работе это может проявляться в их пассивности и молчаливости. Например, даже понимая, что что-то идет не так, сотрудники могут продолжать выполнять свои обязанности как ни в чем не бывало. Они игнорируют проблемы, отказываются принимать чью-либо сторону в спорах между коллегами, умалчивают о некоторых подробностях, чтобы не оказаться втянутыми в неприятные ситуации. Кроме того, их главная цель — поддерживать хорошие взаимоотношения со всеми, с кем им приходится пересекаться на рабочем месте.
3. Они боятся быть инициативными
Действительно, те, кто боится потерять работу, стараются не проявлять свою инициативность. Вместо того чтобы предлагать начальству и коллегам новые перспективные идеи, менять подходы к выполнению задач, использовать новые методы и так далее, такие люди ограничиваются тем, что им хорошо известно. Причина такой чрезмерной осторожности проста: они опасаются, что какие-либо перемены, пусть даже незначительные, могут подтолкнуть их к совершению ошибок и навредить их имиджу. Поэтому они могут долгие годы находиться в зоне комфорта, отрицая любые нововведения и необходимость отклониться от привычных шаблонов.
4. Они постоянно на связи
Из-за желания продемонстрировать свою преданность и незаменимость сотрудники могут быть на связи круглые сутки. Например, они отвечают на рабочие звонки в свободное время, общаются в чатах и по электронной почте вечером, готовы проконсультировать любого желающего в выходной день или не снимать с себя рабочие обязанности, даже находясь в отпуске. Такая доступность для клиентов, коллег и начальства лишает возможности расслабиться, хорошо отдохнуть и восстановить силы. Вместо этого ты чрезмерно зацикливаешься на сохранении продуктивности и становишься еще более требовательным к своим результатам. А начальство и коллеги привыкают к тому, что ты по своей воле находишься на связи в любой момент, и начинают воспринимать это как данность.
5. Они не умеют устанавливать здоровые рабочие границы
Страх перед увольнением заставляет некоторых сотрудников отказываться от сохранения здоровых рабочих границ. Стараясь продемонстрировать свою незаменимость, они задерживаются на работе допоздна, выходят на смену в свои выходные, годами отказываются от положенного им отпуска и постоянно перерабатывают. Причем за свой громадный вклад в развитие компании они не требуют ровным счетом ничего. Им никто не доплачивает, не назначает премии, не продвигает их по карьерной лестнице за такую преданность. По сути, единственное, что зарабатывают такие люди, — это лишний стресс, тревогу, выгорание и разочарование в жизни.
Как определить минимальную сумму заработной платы, основываясь на знаниях, навыках и потребностях
6. Они боятся привлекать к себе внимание
Когда люди боятся потерять работу, они стараются не привлекать к себе внимания, причем не только негативного, но и позитивного. Они чувствуют тревогу и неуверенность в себе, когда кто-то следит за выполнением ими поставленных задач. Такое состояние мешает им принимать правильные решения и негативно сказывается на качестве их работы. Желая избежать возможных ошибок, они предпочитают большую часть времени пребывать в тени своих коллег, держаться на заднем плане, скрываясь от пристального наблюдения начальства. Таким образом они надеются сохранить свое рабочее место, но это же может сыграть с ними злую шутку. Ведь боязнь привлечь к себе внимание окружающих лишает их возможностей для личностного и профессионального роста.
7. Они не умеют принимать комплименты и похвалу
Работники, которые негативно реагируют на комплименты в свой адрес, намеренно принижают свои достижения или воспринимают похвалу как обыкновенное проявление вежливости, скорее всего, испытывают страх, что их могут уволить. Они часто не верят в то, что они действительно хорошо выполняют свои обязанности, что ими могут восхищаться и даже ставить их в пример. Все удачные решения и проекты они списывают на счастливое стечение обстоятельств или везение, работая в группе, они уделяют больше внимания чужим стараниям, чем своим собственным. Отмахиваясь от комплиментов, такие люди думают, что тем самым они проявляют скромность и преданность целям и идеалам компании. Однако на самом деле это выглядит так, будто человек не ценит себя и свой труд.
8. Они требуют от себя идеальных результатов
Люди, которые изо всех сил цепляются за свою должность, требуют от себя идеальных результатов. Такие высокие требования — следствие веры в то, что самое важное в любой работе — это накопленные знания, навыки и опыт. Но такой подход в скором времени превращает сотрудников в перфекционистов, которые оказываются чрезмерно требовательными не только к себе, но и к своим коллегам. Они не понимают, почему все вокруг не работают так же, как они, не стремятся увеличить свою продуктивность и добиться еще более впечатляющих результатов. Правда, надолго сил для работы на износ не хватает: постоянное чувство давления и неудовлетворенность выполненными задачами быстро изматывают и приводят к состоянию физического и эмоционального истощения.
9. Они постоянно усложняют рабочие процессы
Боясь потерять свою должность, они в процессе работы самостоятельно создают дополнительные сложности. Смысл подобных преград — продемонстрировать всем окружающим, что их обязанности трудны и что никто, кроме них самих, не сможет справиться с поставленной задачей. Кроме того, страх быть замененным толкает людей на создание бесконечных цепочек проверок и увеличение формальностей, замедляющих работу. Но снижение эффективности их не пугает, ведь они искренне верят в то, что создание дополнительных сложностей поможет подчеркнуть их ценность на рабочем месте.
3 типа коллег, которые постоянно жалуются, и как вести себя с ними