Рано или поздно каждое явление перестает быть чем-то, что доступно единицам, и становится массовым. Так было, к примеру, с айфонами, которые, когда только появились в продаже, стали способом выделиться из толпы. Сегодня же этим никого не удивить. Это произошло даже с некогда секретными сообществами вроде масонов, вступить в которые сегодня может чуть ли не каждый.
Чаще всего явления, которые когда-то были уделом единиц, а теперь широко распространены в обществе, не теряют своих изначальных параметров вроде качестве или стиля. Но есть и такие, что действительно были лучше, пока не стали популярными. И дело тут не в потере мнимого ощущения себя как не такого как все.
1. Airbnb
Поначалу Airbnb была действительно неплохой онлайн-площадкой для размещения и поиска краткосрочной аренды жилья по всему миру. Это был способ провести хороший отпуск, где хозяева могли рассказать, куда можно сходить или съездить, что стоит посмотреть, а на что лучше не тратить внимание. По сути ты селился, как будто у друзей, которые помогали найти, чем заняться в своем городе.
Позже, когда Airbnb начал становиться популярным, хозяева домов стали отдаляться от арендаторов. Более того, сегодня на платформе зачастую можно встретить предложения, где ты и вовсе не контактируешь с хозяином, а просто получаешь код от ячейки, к примеру, на вокзале, где лежит ключ от двери дома. Платформа, которая была хороша тем, что можно было не только снять жилье дешевле, но и хотя бы немного узнать другую культуру, превратилась в сайт, где крупные компании предлагают аренду собственной недвижимости.
2. BlaBlaCar
Еще один сервис, который поначалу был неплохой альтернативой общественному транспорту или спонтанному автостопу. Ты просто выбирал машину, которая едет в том же направлении, что тебе нужно, бронировал место, а после приходил в назначенное время и езжал на легковой машине. Попутно можно было поболтать с другими попутчиками и даже завести друзей в поездке. И все это за небольшие деньги.
Когда BlaBlaCar стал популярным, количество легковых автомобилей не уменьшилось, но сервис стал хуже. Почему? Все из-за маршрутчиков, которые, маскируясь под обычные машины, набирают десятки попутчиков, превращая поездку в небольшой компании в типичный междугородний извоз. А потом BlaBlaCar и вовсе ввел возможность ездить на автобусах. Какой смысл, если можно зайти на сайт автовокзала и выбрать варианты, которые, к тому же, оказываются дешевле?
3. Мода на 80-е
80-е, безусловно, являются одной из лучших эпох, причем как на Западе, так и в СССР, по крайней мере до конца десятилетия. В эту эпоху родилось множество легендарных групп, снимались фильмы, которые отлично смотрятся даже сегодня, создавались удобные и красивые вещи.
Однако постепенно, когда мода на 80-е стала захватывать все больше умов, многие компании поняли, что на этом можно нажиться, и начали выпускать сериалы и фильмы в этой стилистике, запускать в производство все те же модели одежды и так далее, паразитируя на давно ушедшей эпохе и не предлагая ничего нового. Они опошлили это десятилетие, создав типичный карго-культ.
4. Социальные сети
Когда социальные сети в том виде, в котором мы привыкли их видеть, только начали появляться в середине 2000-х, это был действительно прорыв. Они позволили сблизить людей, сделали общение простым и быстрым и уже вскоре превратились в креативные площадки, где люди создавали уникальный контент.
Постепенно на площадки стали вливаться рекламодатели, а вместе с ними пришли и более суровые правила. Причем это касалось даже развлекательных порталов. А так как рекламодатели не хотят видеть рискованный контент, даже если он не является таковым, быстро возникли правила, ограничивающие пользователей и вгоняющие их в рамки. В итоге сегодня соцсети не отличаются друг от друга и не имеют того духа свободного общения, что был еще 10 лет назад.
5. Интернет
Раз уж мы заговорили про социальные сети, нельзя не упомянуть интернет. И нет, здесь не будет стенаний стариков на тему того, что раньше было лучше просто потому, что в интернете не было школьников. Проблема популярности интернета все в том же, что и в соцсетях, — усиливающейся модерации ввиду наплыва рекламодателей.
Еще в начале 2000-х интернет был островком свободы. Здесь можно было все, и это никак не регулировалось. Теперь же интернет стал площадкой для саморекламы крупных транснациональных корпораций, которые научились обходить блокировку даже самых совершенных программ, борющихся с баннерами. Что касается свободы, то ее здесь нет, ведь каждая компания и каждое правительство следит за пользователями.
6. Туризм
Когда-то съездить куда-то и сфотографироваться на фоне древнего памятника было самым запоминающимся событием в жизни людей, тех, что смогли себе это позволить. Постепенно туризм становился все дешевле, и теперь он превратился в фикцию. Вместо наслаждения моментом здесь и сейчас тысячи людей приходят в известное место просто для того, чтобы сделать селфи на его фоне и получить лайки.
Более того, из-за популярности туризма теперь, чтобы зайти в тот же Лувр или Тадж-Махал, приходится стоять в очередях часами, и не факт, что получится посмотреть то, что рассчитывал увидеть. А еще некоторые туристы, в своем невежестве, уничтожают памятники природы и архитектуры, которые спокойно стояли на своем месте тысячелетиями.
7. eBay и другие аукционные площадки
eBay изначально задумывался как площадка, где пользователи выставляли интересные вещи на продажу, назначая стартовую цену, а после потенциальные покупатели соревновались друг с другом за право приобретения, участвуя в аукционе. Иногда можно было урвать действительно неплохие товары по весьма скромным ценам, и каждый оставался доволен.
Сегодня с eBay и подобными площадками есть одна проблема: перекупы. Они мониторят аукционы 24/7 и быстро выкупают интересные позиции, завышая ставки. Как итог, тот, кому товар действительно нужен, его не получает, а перекуп позже либо перепродает вещь уже оффлайн, либо выставляет ее вновь, но по завышенной цене.
Кроме того, eBay наводнили тысячи продавцов полнейшего хлама и подделок, и проверить то, что тебе продают не оригинал, а собранную на коленке вещь, можно только при получении.
8. Хорошие песни
Тот, кто говорит, будто в 21 веке разучились делать хорошую музыку, — просто сноб, зацикленный на том, что раньше было лучше. Да, ширпотреба стало намного больше, ведь теперь каждый комедийный актер или ведущий реалити-шоу может просто открывать рот под автотюн и считать себя звездой, но хорошая музыка никуда не делась.
В чем же проблема, если можно находить самородки и наслаждаться ими? В том, что их замечаешь не только ты, но и другие, в особенности, корпорации. Затем они внедряют композиции в рекламу, фильмы или другие элементы массовой культуры и крутят трейлеры или рекламные ролики так часто, что некогда приятная для ушей мелодия заставляет тебя биться об стенку.
7 слов, которые изменили свое значение с появлением интернета