Любая работа должна быть оплачена, по крайней мере когда речь идет не о добровольной помощи. Однако во всех странах очень любят эксплуатировать работников так, чтобы они трудились дольше и упорнее, но получали при этом как можно меньше.
Иногда компании и вовсе перекладывают на нас свои расходы, заставляя работать, но при этом рассказывая, будто это что-то хорошее. Вот несколько ситуаций, когда тебя эксплуатируют, а ты этого даже не замечаешь.
1. Когда пользуешься кассой самообслуживания
Многие восприняли кассы самообслуживания как что-то хорошее. Теперь не нужно стоять в очереди и ждать, пока кассир пробьет товар, а потом позовет старшего по магазину, который отменит колбасу не по акции.
Хотя очереди никуда не исчезли, да и пробивать товары самому иногда медленнее, чем это делает профессионал. Так в чем же выгода для тебя? Да ни в чем, наоборот, это усложнило жизнь покупателям. Просто компании, прикрываясь якобы удобством, сократили персонал, а на оставшийся переложили часть функций уволенных. При этом не нужно платить тысячам кассиров ежемесячно, достаточно поставить компьютер с весами и одного охранника, который будет ловить воров.
2. Когда вводишь капчу
Капча — это цифровая защита от роботов, которая отсеивает действия ботов. Действительно, капча помогает защитить сайты от ДДоСа, спама и тому подобных зловредных вещей, но это не все. Каждый раз, вводя капчу, ты бесплатно обучаешь искусственный интеллект Google, Яндекс и других поисковых систем. Это помогает ИИ лучше распознавать изображения, что позволяет эффективнее искать слова, сканировать тексты и совершать другие действия, которые были бы невозможны без обучения тысячами людей по всему миру.
3. И когда оцениваешь водителей такси
Это касается не только водителей такси, но и сервисов вроде БлаБлаКара да и вообще всего сектора услуг. Каждый раз, ставя оценку водителю, ты берешь на себя роль инспектора по эффективности сотрудников, а также кадровика и других специалистов. Сервисы такси таким образом экономят миллионы, а пользователи не замечают, как работают за бесплатно, ставя водителям те или иные оценки. Все, что остается сделать компаниям, — это сравнить рейтинги водителей с помощью простых скриптов и отказаться от сотрудничества с теми, кто находится внизу списка.
4. Когда постишь контент в социальных сетях
Социальные сети без посетителей ничего не стоят. Да, есть сервисы, которые сами создают какую-то часть контента, устраивают конкурсы и так далее. Но основная часть наполнения исходит от пользователей соцсетей. И пользователи, не осознавая этого, работают на такие сервисы, постоянно загружая новый контент и привлекая внимание еще большей аудитории.
Кроме того, система лайков и комментариев тоже является работой, ведь так компании, владеющие соцсетями, могут использовать полученные данные для других проектов. По сути пользователи выполняют роль сборщиков информации, аналитиков, контент-менеджеров и других специалистов, на которых экономится немалая сумма.
5. Когда упоминаешь бренд
Речь не только о социальных сетях, но и о реальном мире. Каждый раз, упоминая какой-либо бренд в своих постах и, тем более, демонстрируя его публике, ты выполняешь роль рекламиста, проводя нативную рекламную кампанию. Конечно, ты можешь говорить, что упоминаешь бренд только потому, что он тебе нравится, и с этим мы не спорим. Речь о том, что ты не осознаешь, что заменяешь сотни специалистов своими рекомендациями.
6. И сам собираешь мебель из Икеа
Нам кажется, что это очень удобно — покупать что-то в компактных коробках, привозить домой и собирать по понятным инструкциям в виде рисунков, и это действительно так. При этом, мы делаем за Икею и другие бренды мебели их работу.
7. Когда сортируешь мусор
За сортировкой мусора будущее, ведь это позволяет отделить органические отходы от остальных и улучшить процесс переработки. Нравится тебе это или нет, но, раскладывая картон и пластик по разным бакам, ты выполняешь работу сортировщика мусора. Да, это действительно благородное дело, и мы не говорим, что это плохо, что тобой так пользуются, просто констатируем факт. Таким образом ты позволяешь перерабатывающим заводам экономить на сотрудниках.
Что касается субботников, до сих пор устраиваемых обычно в середине весны, то так ты бесплатно выполняешь функции коммунальных служб, которым, кстати, платишь каждый месяц.
8. Когда убираешь за собой в ресторанах быстрого питания
Во всех популярных ресторанах быстрого питания есть таблички, которые хвалят посетителей за самостоятельную уборку за собой. Что сложного в том, чтобы взять поднос и опустить его содержимое в контейнер? Проблема в том, что так компании экономят на сотрудниках, часть из которых по идее должны выполнять одну функцию — поддержание зала в чистоте. Ты же, унося поднос с обертками, оказываешь услугу компании. Опять же здесь нет ничего плохого, и это способ разгрузить и так в поте лица работающих сотрудников, речь именно о жадности эффективных менеджеров.
Комментарии
(0)