Во все времена существовало как бескорыстное, так и потребительское отношение к другим людям, поэтому не нужно думать, будто бы использование окружающих — это порождение современной капиталистической модели.
Однако эта черта всегда считалась негативной, и ее приписывали людям, которым не свойственны честь, достоинство и благородство, и в чем-то это действительно так. Ты тоже можешь проявлять потребительское отношение к другим людям, даже не замечая этого. Следующие пункты помогут тебе понять, действуешь ли ты только в своих интересах или нет.
1. Ты общаешься с людьми, только когда в этом есть необходимость
Нас окружают десятки и даже сотни знакомых людей, и мы регулярно коммуницируем с ними. А теперь подумай, каковы твои мотивы при общении с большинством из них? Возможно, ты начинаешь разговор только в случае необходимости, например, когда тебе нужна помощь в чем-то или возникла проблема, для решения которой необходима еще одна голова.
Нет ничего плохого в том, чтобы нуждаться в ком-то. Наоборот, обращение за помощью показывает твою силу, ведь не каждый способен преодолеть свое эго и признать, что не может сделать что-то самостоятельно.
Однако в данном случае речь идет о способе коммуникации, когда человек обращается к другому сугубо в своих интересах. Его интересует только выгода сегодня или завтра, а не желания и проблемы окружающих. Если ты общаешься с определенными людьми, только когда тебе что-то нужно от них, это яркий показатель потребительского отношения.
2. Ты ожидаешь, что люди возьмут на себя ответственность
Это, скорее, касается отношений с родными и друзьями. Вполне нормальна ситуация, когда человек привыкает перекладывать ответственность на других, по крайней мере до начала взрослой жизни, ведь это забота родителей. Но потом, когда мы вырастаем, то постепенно отказываемся от такой практики, так как становимся хозяевами самим себе.
Проблемой это явление становится в том случае, если ты продолжаешь считать других людей ответственными за свои действия, когда ждешь, что они примут удар на себя. Этот элемент потребительского отношения намного опаснее предыдущего, так как может поставить других людей в неудобное и даже опасное для них положение.
3. Ты хочешь, чтобы другие подстраивали свою жизнь под тебя
Одна из основных черт людей, которые практикуют потребительское отношение к окружающим, — это попытки подстроить общество под себя. Это выглядит примерно как взаимодействие с неигровыми персонажами в играх, которые по скриптам считают главного героя единственно важным существом. Ты волен всячески подстраивать их график, да и вообще жизнь под свои нужды.
То же самое происходит и в реальности, когда ты пытаешься подстроить жизнь людей под свою, а не подстраиваться или хотя бы идти на компромисс. Если ты в штыки воспринимаешь наличие у людей их собственного мнения и свободы воли, это говорит о потребительском отношении, причем весьма скверной его форме, смешанной с нарциссизмом.
4. Ты не слушаешь, что говорят другие
Речь о восприятии сути, когда тебе все равно, что говорит другой человек, ведь эта информация не несет тебе какой-либо выгоды.
Как это может проявляться в повседневном общении? К примеру, ты что-то с интересом рассказываешь своему другу, но как только он открывает свой рот, даже если он продолжает тему, ты тут же «отключаешься». Все дело в том, что когда говорил ты, то реализовывал свою нужду выговориться, а когда заговорил он, это уже шло вразрез с твоими желаниями.
5. Ты помогаешь кому-то, только если он сможет отплатить
Есть золотое правило, что любой труд должен оплачиваться. Это справедливо, и касается, в том числе, родственников. Однако есть исключения, когда помощь незначительная или просто оказывается от души. Этот бескорыстный ответ на призыв о помощи и делает нас людьми, теми, кто придет на выручку просто по воле сердца.
Но многие люди помогают другим так, будто оказывают платную услугу. Если ты подвозишь девушку до дома и ожидаешь, что за твои услуги извозчика она пригласит в дом, или когда помогаешь сколотить несколько ящиков под рассаду, а затем ждешь пару килограммов клубники, это уже потребительское отношение.
Проблема такого отношения еще и в том, что ты, если не получаешь оплаты за «услуги», обижаешься на родственников, друзей или знакомых так, будто они тебя ограбили. Это не так.
6. Ты воспринимаешь отношения только как бесплатный секс
Создание крепкой семьи — это постоянная работа, которая требует отдачи партнеру всего себя. Если ты воспринимаешь отношения как сугубо получение удовольствия без отдачи эмоций, это самое настоящее потребительство. Хуже всего, если ты терпишь кого-то только ради возможности залезть к ней под юбку, считая секс чем-то вроде оплаты за свои «страдания».
Проще говоря, когда в отношениях на первом месте секс, что, несомненно, важное, но все же не главное благо, это говорит о многом.
7. Ты обещаешь, но не действуешь
Еще один признак потребительского отношения — пустые обещания. Все потому, что намного проще наобещать различных благ в качестве своеобразного аванса и получить реальную выгоду уже сейчас, а потом не исполнять своих обязательств, чем действовать как честный человек.
Почему так делают многие люди? Все просто — обещания забываются, ты получаешь блага и при этом не отдаешь ничего взамен. А это уже двойная выгода.
8. Ты не видишь моральных границ, когда сильно нуждаешься в чем-то
Люди отличаются от животных тем, что готовы жертвовать своим комфортом ради блага других в бескорыстных целях. По сути нелогично отдавать миллионы на благотворительность, когда их можно потратить на дорогой особняк, не так ли? Однако мы не боимся снять с себя последнюю рубашку ради близкого и не пойдем на крайние меры ради спасения своей пятой точки.
Но если ты привык к потребительскому отношению, любая ситуация, которая способна ухудшить твою жизнь, снимает все ограничения. Какая разница, что кто-то пострадает, ведь люди — просто ресурс, главное достичь целей, а остальное неважно.
8 признаков того, что тебе пора серьезно задуматься о своем будущем