Слушай подкасты нашей студии
Слушать

8 примеров манипулятивных извинений, которым не стоит доверять

Отношения — сложная вещь. Это столкновение двух намерений, восприятий, предположений, интерпретаций и поведения. И нередко именно оно приводит к конфликту, который приносит боль. Но, если твой обидчик перед тобой извиняется, она проходит.

Но бывает, что человек просит прощения неискренне, желая добиться своего. Он прибегает к манипулятивным извинениям, которые приносят даже больше боли, чем их отсутствие. Чтобы не попасться на такую уловку, стоит знать, какими они бывают.

1. «Мне жаль, что это тебя обидело»

Эта фраза — пример манипулятивного извинения с перекладыванием вины. Оно нужно для того, чтобы перевести фокус ответственности на тебя самого, третье лицо или ситуацию.

К примеру, вместо того, чтобы признать свою вину и выразить сожаление за произошедшее, собеседник говорит: «Мне жаль, что это тебя обидело», что чаще всего означает: «Мои действия оскорбили тебя, но мне все равно».

Или отмечает: «Я сожалею, что ты на меня обиделся», намекая, что тебе вообще не стоило этого делать.

Хитрее всего звучит фраза «Прости, если я тебя обидел». На нее легко поддаться из-за первого слова, которое обычно выражает искренность в просьбе прощения. Но слово «если» является ключевым признаком манипуляции: оно отражает, что человек в глубине души не хочет признавать, что его поступок или слова были неправильными и могли причинить тебе боль.

Но стоит отметить, что люди не всегда произносят подобные фразы ради того, чтобы контролировать твои мысли и поведение. Важно рассматривать их в контексте, а не просто как прямой признак манипуляции.

К примеру, если человек говорит подобную фразу и меняет свое поведение, слышит тебя, пытается понять твою точку зрения и это заметно, бить тревогу не стоит. Но если он и после извинения продолжает гнуть свою позицию, а также его слова звучат неискренне и наигранно, то задумайся, стоит ли ему доверять.

2. «Отлично! Извини, ладно? Теперь ты счастлив?»

После подобного извинения трудно почувствовать себя счастливым и отпустить боль, которую тебе причинил человек. Оно произносится для того, чтобы прекратить неудобный разговор, но при этом не признавать свою неправоту.

Ты понимаешь, что оно фальшиво, но собеседника твои догадки мало волнуют. Ему нужно, чтобы ты согласился с его мнением только из-за того, что он дал тебе поблажку в виде просьбы о прощении. Не стоит вестись на подобные извинения: в конце концов человек не признает свою неправоту и будет продолжать себя вести так, как раньше.

3. «Я извинюсь, но только если…»

Извинение, которое сопровождается определенными условиями, не может быть искренним. Оно означает, что твой обидчик просто пытается прекратить разговор раз и навсегда. Ему совершенно все равно, что ты чувствуешь, — гораздо важнее доказать свою правоту и побудить тебя поступать так, как ему нужно.

4. «Извини, но твой поступок заставил меня сделать это»

Такое извинение отражает желание переложить вину и не брать ответственность за свою ошибку. Собеседник может намеренно искажать факты и выворачивать ситуацию так, чтобы ты поверил его словам и почувствовал себя виноватым.

Но в его извинении может быть и доля правды, ведь поведение человека часто представляет собой совокупность реакций на обстоятельства, слова и поступки других. У него могло и не быть намеренного мотива обидеть тебя.

Правда, ситуацию это разрешить не поможет. Единственный выход из подобной неразберихи — открытое и честное общение.

5. «Я не знаю, что я сделал, но мне очень жаль»

Часто люди извиняются из-за страха ухудшить или потерять общение с тем, кто на них обижен. Они могут говорить: «Я не в курсе, чем тебя обидел, но прошу прощения за это».

Когда получаешь такое извинение, легко приходишь в ярость, потому что оно звучит фальшиво и снисходительно. Это выглядит как просьба прощения без искреннего намерения получить его и взять на себя ответственность.

Но такое извинение является манипулятивным лишь в случае, если человек понимает, чем тебя обидел и просто не хочет этого признавать. Бывает, что окружающие не подозревают, какими поступками причинили тебе боль, — в таких случаях разумно проявить сочувствие и объяснить, что произошло.

6. «Прости, но»

Это самое распространенное манипулятивное извинение. «Но» в нем — это тревожный сигнал того, что человек не хочет признавать свою вину. В широком такую просьбу о прощении можно «перевести» как «Я знаю, что тебе больно, но мне больнее. Я здесь настоящая жертва».

7. «Знаешь, я просто был не в настроении»

За манипулятивными извинениями всегда последует сотня причин и оправданий своего поступка. Человек может говорить, что был не в настроении или совершил неприятный поступок под давлением обстоятельств. Но чем больше он оправдывается, тем меньше хочется ему верить.

Дело в том, что для того, кто искренне извиняется, важны твои чувства и отношения с тобой, а не обеление собственной репутации. Вряд ли он будет приводить оправдания своим поступкам — скорее даст обещание, что они больше не повторятся.

8. «Мне жаль, что я тебя неправильно понял. Что ты имел в виду?»

Такое извинение — прямая попытка заставить тебя признать, что проблема именно в тебе. А если собеседнику с помощью такой манипуляции получится добиться от тебя просьбы о прощении, то он воспримет это как подтверждение твоей капитуляции и, конечно, воспользуется этим для того, чтобы получить над тобой контроль и влиять на твои действия.

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)