Цены все время растут, особенно в нынешних условиях экономического кризиса. Поэтому бездумное потребление, каковым отличались многие люди, сегодня уже слишком накладно. Но даже если тебе не присуща финансовая безграмотность, ты можешь незаметно для себя совершать ошибки, из-за которых переплачиваешь в супермаркете. В части из них виноваты твои предпочтения, но в большинстве случаев твой разум просто затуманен уловками маркетологов, умело манипулирующих сознанием с целью продать тебе товары по как можно большей цене.
1. У тебя нет списка покупок
Одна из самых банальных ошибок, свойственных абсолютному большинству людей. Мы бродим между рядов подобно стаду, бросая свой взгляд то на одну, то на другую полку, силясь вспомнить, что же там так нужно было купить и чего не хватает в холодильнике.
Еще хуже ситуация становится в тех случаях, когда ты приходишь в супермаркет хотя бы немного голодным. Вкупе с отсутствием списка это приводит к необоснованным покупкам чего-то «вкусного», чтобы утолить даже не физический, а умственный голод. Поэтому прежде чем зайти в магазин, составь список и двигайся по нему. Это не значит, что список становится границей, за которую ни в коем случае нельзя выходить, просто это поможет ограничить свои нелогичные позывы.
2. Ты не обращаешь внимание на динамику цен
Нередко можно увидеть фотографии, где до «Черной пятницы» или любой другой распродажи цена товара составляет, к примеру, 10 тысяч рублей, перед самим мероприятием она повышается до 15, а в день проведения снижается до тех же 10, а иногда и до 11 тысяч. В итоге ты платишь ту же самую сумму, а иногда даже больше, чем до распродажи, думая, что берешь товар по отличной скидке.
Такое введение в заблуждение практикуется не только в дни распродаж, но и в любые другие. Не запоминая цену товара, хотя бы приблизительную, ты попадаешься в ловушку. Допустим, сметана всегда стоила 80 рублей за банку. В один из дней на ней висит ценник с супер ценой в 79 рублей, тогда как старая якобы составляла 120. Не помня, сколько эта банка стоила ранее, ты с радостью хватаешь товар по такой «выгодной» цене.
Это не значит, что нужно записывать все цены в магазине, так можно сойти с ума. Достаточно запомнить хотя бы примерную стоимость тех товаров, что ты покупаешь чаще всего, чтобы не попадаться на эту удочку.
3. Ты смотришь только на цену, а не на объем или вес товара
Стараниями маркетологов, выполняющих задание по искусственному прикрытию инфляции путем незаметного уменьшения веса, объема или количества товара, литр молока превращается в 900 миллилитров, а 100 граммов шоколада в 80. Таким образом, цена сохраняется на привычном для покупателя уровне, и он не понимает, что стал платить больше за тот же объем.
Но ведь отличить на вид, что бутылка «похудела» на 100 и более миллилитров достаточно просто, если поставить ее рядом с литровой, разве не так? На самом деле нет, ведь хоть объем или вес товара уменьшился, тара осталась той же. Для поддержания объема в более твердых продуктах, например, в сливочном масле, производители экспериментируют с изменением формы, чтобы сделать ее визуально большей, чем она есть на самом деле.
Поэтому важно смотреть не только на цену, которая может выглядеть намного выгоднее, чем у аналогичного товара от другого производителя, но и на объем, вес или количество и соотносить их со стоимостью за литр или килограмм. В таком случае многие продукты, которые якобы выгоднее более дорогих, окажутся даже дороже из-за меньшего объема.
4. Ты игнорируешь собственные бренды супермаркетов
Такие товары иногда также называют «небрендовыми», и многие покупатели обходят их стороной, считая эту продукцию чем-то вроде дешевых и некачественных заменителей брендовых. Действительно, в определенных случаях товары под собственным брендом супермаркетов не отличаются высоким качеством. Однако многая продукция практически не уступает по качеству аналогам под известными брендами. Более того, нередко небрендовые товары производятся на тех же заводах, что обслуживают известные бренды.
Чем достигается такая дешевизна по сравнению с брендовыми товарами? Здесь нет никаких ухищрений, и зачастую дело в немного измененном составе, направленном на удешевление затрат, а также в отсутствии рекламной кампании, что экономит немало средств производству.
Правильнее будет смотреть на состав и сравнивать товары именно по нему. В некоторых случаях небрендовый продукт может быть даже предпочтительнее брендового, не имея в составе тех же заменителей молочного жира и усилителей вкуса.
5. Ты верен одному бренду
То, что бренд заслужил своим качеством, вкусом, надежностью или еще какой-либо характеристикой твое доверие, — это хорошо. Проблема состоит в том, что, привыкая покупать определенную марку, ты перестаешь замечать ее конкурентов. А так как конкуренция вынуждает компании работать над качеством, особенно новичков на рынке, более дешевый продукт может иметь, к примеру, менее вредный состав.
Известный же бренд, заслуживший когда-то доверие покупателей, может медленно ухудшать качество в угоду экономии, так, чтобы покупатели этого не заметили. Все потому, что у него уже есть своя «база» потребителей, тогда как у новичков на рынке или тех, кто находится в тени крупного бренда, такое преимущество отсутствует. Поэтому не бойся пробовать новые бренды, главное, чтобы в составе было как можно меньше вредных веществ, а также чтобы покупка продукта являлась более целесообразной по соотношению качества и цены.
6. Ты не обращаешь внимания на каталоги скидок
В условиях конкуренции разные сети супермаркетов соперничают между собой в плане привлечения покупателей более выгодными ценами и регулярно предлагают скидки. Проблема большинства людей в том, что они покупают товары по скидкам спонтанно, а не продуманно. Но как запланировать покупку заранее по более выгодной цене? Просто взяв каталог скидок на будущую неделю, которые свободно распространяются в большинстве супермаркетов. Также есть интернет-сервисы, предоставляющие информацию о действующих скидках.
Зная это, можно запланировать поход в магазин так, чтобы сегодня взять одни товары по более выгодной цене, а завтра другие и сэкономить немалую сумму, которая в противном случае была бы потрачена на обычные ценники.
7. Ты смотришь прямо перед собой
Маркетологи не просто так едят свой хлеб. Именно они ответственны за то, что ты будешь потреблять и в каких количествах. Для этого используется множество приемов привлечения внимания покупателя, одним из которых является расстановка товаров.
Так, например, товары, продавать которые для супермаркета выгоднее всего, стоят на уровне глаз среднестатистического человека. Как правило, эта зона «максимальной выгоды» расположена на двух или трех рядах на уровне от 160 до 180 сантиметров. Кроме того, есть и низкие зоны выгоды, рассчитанные на детей. Именно поэтому различные шоколадные батончики и игрушки в супермаркетах располагаются у кассы на высоте не более 100 сантиметров.
Так как твое внимание приковано к тому, на что ты и должен смотреть, ты не замечаешь более выгодных товаров с точки зрения соотношения качества, количества и цены. Они, как правило, располагаются ниже или выше зоны с выгодными для магазина товарами.
Кстати, старый добрый метод с поиском более свежих продуктов в глубине полок начинает давать сбои, так как маркетологи смекнули, что покупатели осведомлены об этом моменте. Теперь можно встретить выкладку продуктов с истекающим сроком годности ближе к стенкам полок. В таком случае потребитель, думая, что берет более свежий товар у стенки, по привычке даже не смотрит на срок годности и в итоге покупает более старый продукт, чем на переднем плане.
8. Ты смотришь на яркость упаковки и популярные надписи
Опять же, те же маркетологи работают 24/7, чтобы упаковка стала более привлекательной для покупателя, такой, что он не сможет отвести от нее взгляда. В таком случае возрастает вероятность того, что покупатель сделает выбор в пользу этого товара, а не другого просто по внешнему виду, хотя за более невзрачной упаковкой может скрываться продукт, имеющий лучшее качество. За яркость же приходится платить больше.
Другой момент — это популярные надписи. Сегодня чуть ли не на простой соде можно увидеть надписи вроде «Не содержит ГМО» или «Обогащен витаминами А и Е» или «Натуральный состав». Видя это, мы подсознательно уже отдаем приоритет данному продукту, хотя эти надписи либо не до конца честны, либо и вовсе не соответствуют реальности. Эти надписи так же увеличивают стоимость продукта, ведь он «экологичнее» и «натуральнее», чем другие товары.