Большинство профессий связаны с работой в коллективе. Есть места, где коллектив разобщенный, и это особо ни на что не влияет, так как каждый занимается своим делом и не мешает друг другу, но во многих сферах это недопустимо. Даже в средних по размеру компаниях есть специалисты, отвечающие за тимбилдинг, то есть за сплочение коллег в единую команду, где каждый участник эффективно взаимодействует с другим.
Но любые, даже самые современные технологии тимбилдинга не сработают, если каждый член команды не будет следить за сказанным. Есть немало фраз, которые могут обидеть твоих коллег и испортить твою карьеру, и вместо них лучше говорить более вежливые слова.
1. «Это не в моих обязанностях»
Сказать фразу «это не в моих обязанностях» — то же самое, что произнести «мне все равно». Если кто-то обращается к тебе с просьбой, а ты произносишь эти слова, то будь готов, что в будущем то же самое услышишь и в свой адрес. Мало того, что это негативно влияет на твое общение с коллективом, так это еще и ухудшает твои шансы на карьерный рост или вовсе приводит к увольнению, если данную фразу услышит начальство.
Вместо этой грубой фразы лучше сказать что-то вроде «спроси вон того коллегу, он лучше разбирается в данном вопросе». Так ты вроде как и отказал в просьбе, но при этом все равно оказал помощь.
2. «Мы всегда так делали, не нужно ничего менять»
Если под твое начальство ставят нового сотрудника, и он пытается привнести что-то новое, не нужно говорить фразы в стиле «делай только так и никак иначе», естественно, если речь идет не о потенциально опасных для здоровья и жизни сферах, где все должно быть по регламенту.
Произнося такие речи, ты убиваешь инициативность и лишаешься потенциально полезных рационализаторских решений. Начальство тоже не погладит за такое по голове, так как нестандартный подход может стать конкурентным преимуществом, и упускать такие шансы — себе дороже.
Вместо того, чтобы отрицать предложение, лучше обдумай, а можно ли его выполнить без вреда для всего процесса. Если так, можно попробовать, но только после того, как это предложение будет обосновано, сказав что-то вроде «давай попробуем, но в тестовом режиме».
3. «Сделаю, как будет время»
Откроем тебе секрет, но если люди не просиживают штаны по чьему-то знакомству, у них никогда не хватает времени на выполнение всех задач, и это нормально. Просто тот объем, что дается обычным сотрудникам, как правило, идет с какой-то долей перевыполнения плана, чтобы проверить гипотезы, работоспособность и так далее.
Твоя фраза в стиле «сделаю, как будет время» в адрес коллеги, попросившего помощи, будет воспринято как посыл в известном направлении. Вместо этого лучше сказать: «Сейчас я завершу эту задачу и помогу тебе с твоей проблемой, это займет примерно 30 минут, напомни мне чуть позже». Суть практически не изменилась, но только ты теперь не грубиян, а пунктуальный человек, который не может оторваться от текущих задач, но все равно идет навстречу просьбам коллег.
4. «Ты не прав»
В коллективах, где поощряется неформальное общение, эта фраза может превратиться во что-то вроде «это полная фигня» или более грубые аналоги. Но это элементарное невежество и показывает нежелание выйти за рамки.
Вместо этого лучше говорить фразу «не соглашусь с этим, потому что», и далее идет аргументация. Да, собеседник все так же испытает негативные эмоции вследствие отказа, но не такие острые ввиду доказательства своей неправоты, а не просто отпора без какой-либо видимой причины.
5. «Это не моя вина»
Еще хуже, если сказать что-то вроде «я не виноват, это произошло из-за него». Эффективный способ разрушить сплачиваемый годами коллектив за несколько секунд.
Чтобы не стать изгоем и не выглядеть в глазах руководства как тот, кто сваливает вину на других, даже если это справедливые слова, лучше сказать «мы разберемся с этой ситуацией» или «виноваты все, давайте сделаем все, чтобы исправить ошибки». Так ты покажешь, что команда для тебя — не пустой звук и что ты не станешь защищать свое мягкое место в ущерб другим, даже если они действительно не правы.
6. «Я старался, но у меня не получилось»
Эта фраза, скорее, относится к тем, что раздражают любое начальство. Какая разница, что ты старался, если результат оставляет желать лучшего? Тебе не 6 лет, и ты не стоишь перед родителями, рассказывая, что пытался не получить двойку, но так получилось.
Не нужно оправдываться, это лишь вызывает негодование или даже злость. Лучше задать вопрос: «Как я могу избежать такой ситуации в дальнейшем?». Это звучит как желание услышать совет от более опытного коллеги, и вместо злости твой начальник продемонстрирует алгоритм правильных действий.
7. «Все сделано неправильно»
Вряд ли кому-то будет приятно, когда его отчитают, как мальчишку за двойку. Фразы в стиле «сделано ужасно, иди переделывай» — это непрофессионально.
Вместо этого стоит настроиться на позитив, задать подчиненному или новичку правильный вектор фразами в стиле «это неправильно, в следующий раз попробуй сделать так». В чем разница? В том, что в первом случае необоснованная критика в стиле «я художник, я так вижу», а во втором — попытка взрастить специалиста путем передачи ему опыта.
8. «В этом нет никакого смысла»
Нередко эта и подобные ей фразы произносятся подчиненными в адрес руководства, когда первые услышали от вторых кажущийся им нелепым приказ. Такая, казалось бы, безобидная фраза в голове руководителя звучит как «что за глупость, кто это вообще придумал?».
Вместо этого лучше предложить свои идеи в стиле «а может быть попробовать сделать так?» или «а если мы сделаем чуть по-другому?», разумеется, с аргументацией.
9. «Я выгораю на этой работе»
Выгорание — серьезная проблема, которая влияет на общество и экономику. Нежелание признавать ее реальность ведет к проблемам с психикой.
Не будем говорить о том, что все работы хороши, это не так, и перспектива стоять 12 часов за кассой, слушая хамство покупателей, не особо привлекательна. Но у тебя всегда есть выбор — встать и достойно уйти, а не жаловаться на то, что ты выгорел.
Вместо этой фразы, которая раздражает коллег, если повторяется регулярно, лучше сказать что-то вроде «что-то я устал, нужно сходить в отпуск». Уверены, тебя в этом поддержат, ведь в данном случае ты не жалуешься без какой-либо цели, а логически подводишь к определенному выводу.