Самый популярный парадокс, который стал поводом для непрекращающейся ругани среди античных философов. Выдвинут этот парадокс древним греком по имени Зенон в V веке до нашей эры. Продемонстрируем его дословной цитатой:
Интуитивно мы понимаем, что Ахиллес, конечно же, обгонит бедную черепаху, но хитрость состоит в том, что конечное значение расстояния может быть поделено на бесконечное количество раз.
Этот парадокс впервые появился в журнале Scientific American под названием «The Two Children Problem», звучит он примерно так:
Представь себе, что в семье есть двое детей, один из которых — мальчик. Какова вероятность, что другой ребенок также является мальчиком? Очевидный ответ — сказать, что вероятность равна 50%, ведь другой ребенок может быть либо мальчиком, либо девочкой (гермафродитов создатели парадокса не рассматривали). Шансы родителей зачать ребенка мальчика или девочку равны.
Однако на деле существует четыре комбинации детей: два мальчика (ММ), две девочки (ДД), старший мальчик и младшая девочка (МД), и старшая девочка и младший мальчик (ДМ). Мы уже знаем, что один из детей — мальчик, то есть можем спокойно исключить вариант ДД, но это оставляет нам три равновозможных комбинации детей, а именно ММ, МД и ДМ. Значит, вероятность рождения мальчика — порядка 33%, а не 50%.
Авторство этого парадокса приписывают сицилийцу Кораксу, который прославился не только как великолепный оратор, но также как управитель Сиракуз. Снова V век до нашей эры — расцвет софизма. Внимай и запоминай, будешь потом за кружкой пива друзьям рассказывать:
Крокодил выхватывает ребенка из рук матери, которая стояла на берегу. Мать ребенка, разумеется, начинает умолять крокодила вернуть дитя. Рептилия проливает крокодилову слезу и говорит: «Я дам тебе шанс получить назад ребенка. Угадай, отдам я его тебе или нет. Если ответишь правильно, я верну ребенка. Если не угадаешь, я его не отдам.» Мать, недолго подумав, ответила: «Ты не отдаешь мне ребенка».
И крокодил такой: «Лол, ты его не получишь, ведь ты сказала либо правду, либо неправду. Если то, что я не отдам ребенка, — правда, я не отдам его, так как иначе сказанное не будет правдой. Если сказанное — неправда, значит, ты не угадала, и я не отдам ребенка по уговору». Крокодил уже думал начать жевать юное мясо и уплыть на другой берег Нила, но тут женщина выдала: «Но ведь если я сказала правду, то ты отдашь мне ребенка, как мы и договорились. Если же я не угадала, что ты не отдашь ребенка, то ты должен мне его отдать, иначе сказанное мною не будет неправдой».
В общем, кто в этой ситуации прав? Крокодил или мать? Благодаря этому несокрушимому парадоксу, в Средние века начали использовать слово «crocodilite» для обозначения трудной дилеммы, разрешение которой будет использовано против тебя.
Зенон вообще мастер апорий (логически верные ситуации, которые не могут разрешиться в реальном мире). Сам парадокс довольно непрост для гуманитарного понимания: он направлен против представления о непрерывной величине как о сумме бесконечного числа неделимых частиц, точек пространства и моментов времени. Парадокс также представляет большой интерес для современной физики, где вопрос о природе времени стоит особо остро. Итак, вот как он звучит:
Если всё время состоит из мгновений, то стрела должна остаться неподвижной на протяжении всего времени.
Наследие эпохи возрождения, которое изложено в последней работе легендарного итальянского ученого Галилео Галилея, именуемой «Две Науки». Это математический парадокс, который основан на связи между различными наборами чисел. С одной стороны, числа могут быть точными квадратами (то есть квадратами других чисел), например: 1, 4, 9, 16, 25, 36 и так далее. С другой стороны, есть числа, которые не обладают такими свойствами: 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10 и так далее.
Таким образом, точных квадратов и обычных чисел вместе должно быть больше, чем просто точных квадратов. Однако, если каждое натуральное число имеет соответствующую площадь и к нему можно подобрать его точный квадрат, то для каждого точного квадрата можно подобрать целый квадратный корень, поэтому точных квадратов и натуральных чисел должно быть одинаковое количество.
Немного сложновато, но такие рассуждения привели Галилео к тому, что численные понятия могут быть применены для конечного набора цифр, так как существует бесконечное количество квадратных и неквадратных чисел.
Представь, что ты фермер, который имеет в закромах 100 килограммов картофеля. Ты обнаруживаешь, что твой картофель на 99% состоит из воды и на 1% из сухого вещества, поэтому ставишь его на солнце, чтобы количество воды снизилось до 98%. Но когда ты возвращаешься за своим картофелем на следующий день, то обнаруживаешь всего 50 килограммов вместо 100. Как это произошло?
Если 99% картошки состоит из воды, то перед тобой должно быть 99 килограммов картофеля. С другой стороны, если воды стало 98%, то 2% приходятся на твердое вещество, иначе говоря, соотношение становится не 1 к 99, а 1 к 49, что дает нам возможность утверждать, что картофеля стало 49 килограмм. Понял?
Известный парадокс, который был выведен немецким логиком Гмпелем в середине 1940-х годов. Интересен парадокс тем, что он прекрасно иллюстрирует противоречия между логикой и интуицией. Парадокс звучит следующим образом:
Предположим, у нас есть утверждение «все вороны черные». Согласно формальной логике, мы можем вывести другое утверждение — то, что не является черным, не является вороной. Всякий раз, когда ты увидишь черную ворону, твоя вера в это утверждение будет расти. Если увидишь много красных яблок, то уверенность в том, что все нечерные предметы не являются воронами, также будет расти.
В итоге ты должен стать ярым приверженцем этого логического вывода. Но так это не работает, ведь интуитивное восприятие красных яблок может убедить лишь в том, что все нечерные предметы не являются воронами, но не убедит в том, что все вороны — черные.
По материалам Пола Энтони Джонса
Комментарии
(2)«Однако на деле существует четыре комбинации детей: два мальчика (ММ), две девочки (ДД), старший мальчик и младшая девочка (МД), и старшая девочка и младший мальчик (ДМ). Мы уже знаем, что один из детей — мальчик, то есть можем спокойно исключить вариант ДД, но это оставляет нам три равновозможных комбинации детей, а именно ММ, МД и ДМ. Значит, вероятность рождения мальчика — порядка 33%, а не 50%.» Также следует исключит вариант старшая девочка и младший мальчик, так как первый ребёнок — мальчик. Остаётся только два варианта, следовательно шанс 50%. «Если 99% картошки состоит из воды, то перед тобой должно быть 99 килограммов картофеля. С другой стороны, если воды стало 98%, то 2% приходятся на твердое вещество, иначе говоря, соотношение становится не 1 к 99, а 1 к 49, что дает нам возможность утверждать, что картофеля стало 49 килограмм. Понял?» 2 к 98 есть лишь соотношение, и его нельзя отождествлять с массой. Нельзя соотносить несоотносимые понятия. Это как сказать, что 2 к 98 = 4 к 196, следовательно картофеля стало больше.
Вопрос нелепый, но все же — кто знает что за смартфон у статуи перед глазами? Такой прикольный.