7 инженерных конструкций, которые вызывают восхищение

в избранное
Когда-то самым величественным изобретением человечества был деревянный мостик через ручей. С развитием науки и технологий всё усложнилось, и современные инженерные сооружения удивляют до глубины души. Теперь, глядя, например, на Бруклинский мост, невольно задаёшься вопросом: «Как это возможно?».

Есть немало инженерных конструкций, которые поражают воображение, и мы расскажем о нескольких, что вызвали у нас восхищение своей сложностью и масштабностью.

1. Акведук на озере Велювемер

В Нидерландах, недалеко от города Хардервейк на озере Велювемер, есть акведук. Если смотреть сверху, кажется, будто автомобильную дорогу разделила пополам река, и это ошибка в расчётах инженеров, которая привела к затоплению. На самом деле это небольшой туннель под водой.

Пока все страны строят мосты с автомобильными дорогами над реками, голландцы сделали шоссе под мостом с водой. Подводная часть акведука имеет глубину 3 метра, что позволяет кораблям пересекать трассу. Для реализации этого проекта было потрачено 22 тысячи кубометров бетона и 61 миллион долларов. И это всё равно было намного дешевле строительства туннеля или моста, которое, к тому же, заняло бы много времени.

2. Фолкеркское колесо

Фолкеркское колесо находится рядом с городом Фолкерк в Шотландии. И это действительно современное чудо света, поражающее воображение: единственный в своём роде вращающийся подъёмник для кораблей, соединяющий каналы Форт-Клайд и Юнион.

Кажется, что в этом нет ничего удивительного, если бы не факт, что водные магистрали находятся на разной высоте друг от друга: их разделяет 24 метра! Раньше каналы были соединены пролётом из 11 шлюзов, но в 1933 году их разобрали, так как на переправу одного корабля уходил весь день. До 2002 года водные артерии не использовались, и лишь с запуском Фолкеркского колеса движение возобновилось.

Сооружение имеет диаметр 35 метров, что соответствует 12-этажному дому, и вмещает 500 тысяч литров воды. При подъёме корабля колесо вращается, перемещая судно между каналами. На один оборот затрачивается всего 1,5 киловатта электроэнергии в час.

3. Гидроэлектростанция «Три ущелья»

Одним из самых ярких примеров укрощения сил природы является гравитационная плотина «Три ущелья», расположенная на реке Янцзы в Китае. Это крупнейшая гидроэлектростанция в мире, которая вырабатывает мощность 22,5 ГВт. Чтобы показать масштабы, уточним, что это количество энергии производят на 18 атомных электростанциях вместе взятых.

Высота плотины составляет 185 метров, что соответствует высоте 62-этажного дома. Её длина — 2309 метров, а объём перемещаемой воды — от 600 до 950 кубических метров в секунду. В среднем гидроэлектростанция вырабатывает около 100 миллиардов кВт⋅ч электроэнергии в год, но в 2020 году из-за муссона показатель составил 111,8 миллиардов кВт⋅ч. Этой мощности достаточно, чтобы удовлетворить потребности 10% Китая.

Это инженерное сооружение настолько масштабное, что, по подсчётам учёных из НАСА, перемещением большой массы воды оно может влиять на вращение Земли, увеличив продолжительность дня на 0,06 микросекунды.

Помимо выработки огромного количества электроэнергии, плотина даёт ещё одно важное преимущество — снижение выброса парниковых газов. После запуска гидроэлектростанции отпала необходимость во многих ТЭС, благодаря чему уменьшилось загрязнение окружающей среды.

4. Небоскрёб Capital Gate

Capital Gate — это 35-этажный небоскрёб высотой 160 метров, который, кажется, вот-вот упадёт. Такое впечатление возникает из-за его наклона в 18 градусов. Для сравнения: знаменитая Пизанская башня отклоняется от вертикали на 4 градуса. Для реализации этого проекта было построено бетонное ядро, которое опирается на 490 свай, заглублённых в землю на 30 метров. Благодаря этому и другим инженерным технологиям, при своём крутом наклоне здание может противостоять сильным ветрам, землетрясениям и гравитации.

Чтобы добиться угла в 18 градусов, инженеры размещали пластины этажей башни одну на другую с зазорами. Причём это не арт-объект, а реально функционирующее здание, в котором расположены офисы, магазины, отель и вертолётная площадка.

7 инженерных ошибок, которые привели к печальным последствиям

5. Лердальский тоннель

Лердальский тоннель связывает два муниципалитета в западной части Норвегии. Его длина составляет 24,5 километра. Это самый длинный автомобильный тоннель в мире. Причём инженерам пришлось проходить сквозь скальные породы и другие препятствия, из-за чего строительство заняло 5 лет. Рабочие вывезли 2,5 миллиона кубометров горных пород.

Главная особенность тоннеля — в его разделении на три секции (пещеры), которые были сделаны, чтобы снять напряжение у водителей из-за однообразной дороги. В пещерах есть места для остановки, предназначенные для отдыха.

На всём протяжении маршрута работает освещение, похожее на рассветное солнце. Благодаря этому мягкому свету поездка становится более приятной и безопасной.

6. Лифт «Байлун»

«Байлун», расположенный в национальном парке Чжанцзяцзе в Китае, является самым высоким внешним лифтом в мире. Он позволяет подняться на 330 метров на вершину горы, что равно высоте 110-этажного здания. На момент запуска он мог перевозить до 50 человек за одну поездку и до 18 тысяч человек в день.

Впоследствии после модернизации в 2013 году вместимость увеличилась до 64 пассажиров за одну поездку, а скорость поднялась с 3 до 5 метров в секунду.

7. Искусственные архипелаги «Пальмовые острова» и «Мир»

Этот проект, как и плотина «Три ущелья», показывает, что человечество находится на том этапе развития, на котором может покорить необузданную силу природы. Построенные в Персидском заливе, «Пальмовые острова» включают в себя три крупных острова: «Палм-Джумейра», «Палм-Джабаль-Али» и «Палм-Дейра». Их, в свою очередь, связывает между собой и с континентом монорельс.

Эти искусственные острова созданы только из песка и камней без использования бетона и стали. На них построены виллы, торговые центры, дороги и другие здания и объекты инфраструктуры.

Позже рядом с «Пальмовыми островами» возведён ещё один искусственный архипелаг — «Мир», который по своей форме напоминает континенты. Он стал самым крупным искусственным архипелагом на планете, имея площадь 55 квадратных километров.

12 самых необычных зданий мира в стиле брутализм