Все мы рано или поздно обращаемся к корням. Собственно, поэтому многие музыканты играют фолк и всячески экспериментируют с народной музыкой и мелодиями эпохи Ренессанса. К тому же это красиво. Очень красиво. А иногда просто не хватает идей, но фолк всегда готов подкинуть парочку-другую из залежей истории. Старина на службе у искусства. И вот что из этого получается.
Здесь собраны коллективы со всего мира. Кто-то мешает фолк с роком, а кто-то играет чистеньким. Прости, что не включил в список «Мельницу». Про них ты сам знаешь. А вот про других… Вдруг не знал?
Псарантонис
Когда-то про Грецию говорили, что это страна, где всё есть. Теперь про неё говорят, что это страна, где есть огромные проблемы. Но не о проблемах идёт речь.
Все знают про остров Крит. Древний, величественный и очень красивый. Тут много крутых склонов, гор и, конечно же, оливок. Самой большой вершиной является Псилоритис. Однако живёт здесь и другой исполин, музыкальный. Имя ему – Псарантонис.
Псарантонис – это дремучий старец, внешне похожий на Карла Маркса или, что было бы, наверное, уместнее, учитывая географические особенности, Зевса. А ведь талант у него и правда божественный. Искусная игра на традиционной критской лире идеально сочетается с его обескураживающим голосом. Это какой-то дремучий, словно древний лес, вокал. Глубокий, как будто густой, тембр иногда пугает своими мрачными оттенками. Если бы у древности был голос, это был бы голос Псарантониса. И он отлично сочетается со старинным инструментом под старинную музыкальную традицию.
Благодаря своей любви к традициям, собственному взгляду на музыку и мастерству, Псарантонис прославил этот незатейливый инструмент на весь мир. Практически вся его музыка основана на народных композициях, но это лишь доставляет ей особого колорита. В его музыке можно услышать и радость, и грусть, и тревогу, и нотки, которыми современные композиторы любят сопровождать сцены боя в разных исторических кинолентах. В ней нет той оскомины, которую часто набивает народная музыка. А главное, его музыка победила кризис. Понятно, что ничто не может его победить. Но во всём мире знают своеобразного грека. А его творчество помогает вернуться к традициям, что особенно необходимо в сложные времена.
Альбомы:
Трудно посоветовать какой-то один альбом, поэтому слушай то, что сеть послала.
Группа Blackmore’s Night
У кого-нибудь из наших читателей есть сомнения в том, что Ричи Блэкмор великий музыкант? Нет? И замечательно, ибо это факт неоспоримый. Да, у него есть причуды, вроде того, что он родился в Тюрингии в 1514 году, или что «Mistreated» написал Санта-Клаус. Да ещё и стрельба по мишеням из живых людей не делает его лучше. Но сейчас Черномор остепенился, и в свой 601 год выглядит просто замечательно. Да и в мастерстве не убавилось. Хотя играет рок-икона совершенно другую музыку. В конце 80-х начале 90-х он понял, что ему надоело клепать хардрок в промышленных масштабах. За 30 лет захотелось чего-то нового, а вернее, старого. Ричи вернулся к Ренессансу и готике, которые всегда любил, о чём говорил ещё в славные кокаиново-рок-н-ролльные 70-е, когда ломал гитары на концертах Deep Purple и Rainbow.
На самом деле в этой музыке гораздо больше общего с роком, нежели у фламенко. Со своей возлюбленной Кэндис Найт они организовали семейный подряд, в котором соединили свои фамилии как духовно, так и юридически, создав торговую марку. Так что это не совсем «Ночи Блэкмора». Для новообращённого менестреля не составило большого труда освоить мандолу и лютню и начать создавать музыку, которая заставила многих старых рок-н-ролльщиков обратить внимание на музыку эпохи Возрождения. Во многом имя Ричи сделало специфический жанр известным и востребованным.
Но поговорим о музыке. Иногда выходит так проникновенно, что одолевает желание стать хоть немного крестьянином. Кстати, сами Кэндис и Ричи, а также их дети Отом Эсмеральда и Рори Дартаньяна, ведут быт, приближенный к эпохе, о которой играют. Правда, не чураются абсолютно всех благ цивилизации.
Вокал Кэндис просто потрясающий: волшебный, звучащий, как сказка. Мастерство Риччи, само собой, подкупает. А мелодии увлекают в те незапамятные времена, когда музыка игралась для души, а не ради денег. Здесь нет гитарных запилов, как в легендарных «перпловских» Burn и Child in Time. Здесь всё очень мелодично и красиво.
Коллектив играет как на больших площадках, так и в старых замках и церквушках. Говоря про коллектив, я имею в виду ещё и других музыкантов. В группе есть ещё один гитарист, басист, перкуссионист, бэк-вокалистки и не только.
Альбомы:
Сложно рекомендовать какой-то отдельный альбом. Но если быть совсем честным, послушай первые 3:
Shadow of the Moon (1997);
Under a Violet Moon (1999);
Fires at Midnight (2001).
Всё про луну, волшебство, любовь и радости.
Beltaine
На Первомай, как известно, празднуется такой демонический праздник, как Белтейн. Отмечается начало лета, но славен праздник отнюдь не этим, а зловещей вальпургиевой ночью. А ещё Белтейн – это название славной польской группы, которая играет чистый, прекрасный кельтский фолк. 7 парней из Силезии умудряются очень здорово смешивать кельтскую музыку с современной, и получается очень даже здорово. Их композиции пропитаны сказкой, видимо, поэтому их пригласили записать трек для игры «Ведьмак».
Сочетание скрипки, флейты, гитары и сочного баса, да ещё в умелых руках всегда дарит радость. Этим поляки и подкупают.
Альбомы:
Однозначно «KONCENtRAD» 2007 года – лучший способ вернуться в нормальный 2007-й. Возможно, это пик творчества группы. Однако это не значит, что ты обязан проигнорировать остальные творения коллектива.
Горан Брегович
На самом деле про Горана Бреговича нужно писать отдельно. Великий композитор. Великий. И это говорю не только я, но и миллионы по всему миру. Их творческий союз с Эмиром Кустурицей познакомил мир с сумасбродной балканской музыкой. И вряд ли эта музыка была бы так популярна, если бы её делал не Брегович, а кто-нибудь другой.
Как известно, Горан писал музыку к лучшим фильмам маэстро. Многие искренне надеются на то, что этот творческий союз когда-нибудь воссоединится.
Он ничего не выдумывал, он просто брал народную сербскую музыку и доводил её до ума. Ну, и конечно же, сочинял своё. В лучших традициях жанра. Получалось просто загляденье. Пожалуй, лучшей музыки для выражения радости или печали, для похорон и свадеб ещё никто не придумал. Поэтому ансамбль маэстро так и называется – «Свадебно-похоронный оркестр».
Альбомы:
Кстати говоря, маэстро Брегович в своё время, когда делал музыку к фильму Кустурицы «Аризонская мечта» (тот самый, с Джонни Деппом), записал несколько песен с известным бунтарём Игги Попом. К прослушиванию этот шедевр просто обязателен. Тут есть как космические треки вроде «TV Screen», так и пространная легендарная «In death car» с сумасбродной «Money». А в остальном у Бреговича можно слушать абсолютно всё. Он даже записал альбом ирландского фолка. Так что слушай, но в первую очередь ту музыку, которая была написана к фильмам.
Daniel Kahn & The Painted Bird
Простой еврейский поц (в хорошем смысле этого слова, а не в буквальном переводе), осевший в Бостоне, исполняет типично еврейские мотивы со всем, что под руку попадётся. В своем творчестве нарушает границы между радикальным и традиционным, лирическим и политическим, западом и востоком, фолком и панком, наречием и наговором. Со своим «идиш-панк-кабаре» The Painted Bird он исколесил полсвета, но не гнушается и сольных проектов. Очень интересно его сотрудничество с небезызвестным Псоем Короленко.
Альбомы:
Официально заявляю: можно слушать всё.
Gogol Bordello
С того момента, как простой парень из хулиганской Оболони, что в Киеве, начал кочевать по миру в поисках пристанища, прошло очень много лет. Евген Гудзь успел пожить в Венгриии, Америке, Бразилии, впитать в себя музыкальный и культурный колорит «временных убежищ», осесть в Америке и создать интернациональный коллектив, играющий на разных языках, смешивая испанский, английский и русский, но завораживающий аудиторию по всему миру.
Сумасбродный, сшибающий наповал джипси-панк под скрипочку и аккордеон (на которых, кстати, играют наши бывшие сограждане) не может оставить равнодушным никого. Кто-то назовёт этот коктейль из жанров и музыкальных традиций фолк-панком, кто-то даже фолк-роком, а кто-то вовсе растеряется. Поэтому будем следовать совету Гудзя и величать жанр цыганским панком. Кстати, падкая на цыганщину госпожа Мадонна их заприметила и позвала выступить на переполненном Уэмбли. А выступают они очень зажигательно. С харизмой Гудзя иначе быть не может.
Ты спросишь, какого чёрта я влепил их сюда, вед это сильно отличается от остальных коллективов, и не совсем является фолком? Народная музыка, приставка фолк, и смешение различных музыкальных традиций даёт им полное право быть в списке.
Альбомы:
Безусловно, хороши и задорны все, но выделим, пожалуй, «Super Taranta!» и «Trans-Continental Hustle». Самые священные, так сказать.
Элизбар
Тем, у кого острая непереносимость треша в организме, рекомендуется арфатерапия от профессионала. Как-никак, а на просторах СССР всегда рождались гениальные инструменталисты. Вот и простой кишиневский парень Эдуард Шухари, освоив в своё время арфу, превратился из простого мультиинструменталиста в волшебника, который дарит благоговейное спокойствие и умиротворение своей игрой, погружая слушателя в сказочный сон с эльфами, драконами и волшебной музыкой.
Со своим ансамблем «Ann’Sannat» под творческим псевдонимом Элизбар, который по совместительству является его крестильным именем, он объездил почти весь мир, и везде его музыка была принята на ура. К сожалению, она не вызывает такого ажиотажа, как поп-музыка, и остаётся замеченной только среди знатоков, но кажется, она лечит душу, а это главное. Поэтому он продолжительное время проводил сеансы арфатерапии по всему миру. Элизбар долго жил в Венгрии, и наверное, в этой стране его творчество наиболее известно. Сейчас музыкант в Москве, но, глядя на его историю и гастрольный график, хочется назвать его человеком мира, не вешая ярлык национальной принадлежности.
Альбомы:
Оба сольных альбома прекрасны. Хотя мне больше нравится второй – «Harps fairytales». Арфа, она всегда будет арфой, тем более в руках мастера. Поэтому слушать можно все.
Группа Corvus Corax
Старинная, как сам средневековый фолк, который она исполняет, группа из далёкой Германии. Прежде всего коллектив знают как авторов саундтрека к играм Dungeon Keeper и Gothic, а их аутентичная музыка украсила бесконечное количество исторических фильмов.
Название группы переводится с латыни как «ворон обыкновенный». Зато музыка у них необыкновенная. А названия некоторых инструментов, на которых играют музыканты, звучат, скорее, как название болезни, растения или орудия пыток: шалмей, буцинатор, систр, мандолина, лира, трумшайт, органистр – это далеко не полный список. Есть более привычные волынка и ударные. Кстати, инструменты изготавливает один из участников группы и из тех материалов, из которых их делали в Средневековье.
Их выступление – это всегда яркое шоу и стопроцентное попадание образов в музыку. Появляется навязчивое ощущение, будто находишься на какой-то средневековой ярмарке. Ты наверняка слышал про их проект Tanzvut, в котором они смешали средневековую музыку с электроникой. Тоже приятная вещь. До 2010 года это был сторонний проект коллектива, но в 2010-м назрел раскол, после чего некоторые участники покинули банду и продолжили играть в Tanzwut.
Альбомы:
Наверное, никакой. Лучше сделать подборку композиций и слушать их.