Культура

7 бескомпромиссных и
мрачных графических историй в комиксах

  • 8831
  • 3
  • Иван Калягин

Новеллы, графические романы, комиксы. Как ни называй, но сегодня всё это занимает большое место в современной культуре. Взрослые мужики смотрят на картинки, судорожно перелистывают страницы, подходят к финалу и остаются опустошенными от жестокой развязки. Людям, которые по-прежнему считают, что комиксы созданы для детей, не понять всей прелести этой формы искусства. Если ты один из таких, то посуди сам. Над комиксом работает не только писатель, но и художник. Ты получаешь творческую отдачу от двух человек, первый из которых мыслит визуально, второй — сюжетами. Если симбиоз двух авторов получился убедительным, то они открывают тебе яркий мир, который сложно забыть. В серьезных комиксах, иначе — графических романах, речь всегда идет о серьезных вещах, которые понятны только взрослым, состоявшимся людям, но никак не детям. Приступаем к чтению.

«Месть», Hermann

Начнем с малоизвестной европейской работы, которая называется «Месть». Это совсем небольшая история, которая происходит в викторианскую эпоху. Атмосфера выдержана на ура. Главные герои носят котелки, одеты как истинные джентльмены, а сама рисовка говорит о том, что комикс попал в твои руки прямиком из XIX века. Но на самом деле «Месть» была опубликована в 1987 году, в достаточно уважаемом бельгийском еженедельном журнале Спиру. Если тебе нужна жуткая история на ночь, то «Месть» — хороший выбор.

«Черная дыра», Чарльз Бернс

Голливуд собирается снять фильм по «Черной дыре». В режиссерском кресле сам Дэвид Финчер. Проект обещает стать ярким, хотя его и покинули Нил Гейман и Роджер Эвери. Но давай забудем о Голливуде и вспомним об оригинальной работе — она прекрасна. Быть может, тебя оттолкнет рисовка — у художника, по всей видимости, была только черная краска, раз он не использовал ничего больше. Нас зацепила история взросления, которая проходит на фоне провинциальной жизни, которая ломается изнутри, мутирует и превращается в нечто инфернальное. Кстати, это не фигура речи — мутаций в «Черной дыре» полно. Передаются они через секс, а не по наследству. Жестокая, красивая и интересная вещь.

«Бэтмен: Убийственная шутка», Алан Мур, Брайан Болланд

Нет, вы только посмотрите на этого беднягу! Вот что с людьми делает доза реальности. Я лично потому к этой гадости и не притрагиваюсь. Она, знаете ли, мешает галлюцинировать.

Не хочешь прочитать комикс, в котором Бэтмен выглядит тупым увальнем (прям как в последних фильмах) на фоне уникальной и притягательной личности Джокера? Если хочешь, то тебе нужно отыскать «Убийственную шутку» — это независимый графический роман, написанный Аланом Муром и нарисованный Брайаном Болландом. Собственно, центральная фигура повествования — Джокер. Алан Мур совершенно иначе открывает этого персонажа. И делает он это так ловко, что мы начинаем понимать Джокера гораздо сильнее, чем Бэтмена. Некоторые с радостью встанут под знамена такого «безумца».

«Бэтмен: Год первый», Фрэнк Миллер, Дэвид Маццукелли

Знаешь, почему я ненавижу мужиков? Потому что никогда их не встречала.

Раз уж зашел разговор о Темном Рыцаре, то стоит обратить внимание на уникальную работу Фрэнка Миллера — «Бэтмен: Год первый». Сейчас её можно купить в твердом переплете — не так давно было переиздание. Но изначально эта сюжетная арка состояла из четырех выпусков, которые были опубликованы в 1987 году. Фильмы Кристофера Нолана, кстати говоря, опираются на работы Миллера — многие фишки были взяты именно из его комиксов. Собственно, нет смысла рассказывать сюжет — Миллер всегда пишет жестко, круто и бескомпромиссно.

«Проповедник», Гарт Эннис, Стив Диллон, Гленн Фабри

Зародилась эта серия комиксов в недрах студии Vertigo. С 1995 года было выпущено 66 выпусков. Все они переведены на русский язык, содержат добрую порцию отборного мата и не менее добрую порцию отборных жестокостей. Центральный персонаж — проповедник Джесси Кастер, в которого вселилось некое сверхъестественное существо по имени «Генезис». В момент «вселения» погибла вся паства Кастера. Инцидент серьезно изменил героя, его отношение к миру и своему главному «другу» — Богу. И, кстати говоря, сериал гораздо хуже комикса — истинно говорю.

«Фелл», Уоррен Эллис, Бен Темплсмит

Детище Image Comics, причем очень удачное, так как от всей работы так и разит авторским взглядом, который идет против потребительских интересов фанатов Супермена, Тора и Человека-паука. Что можно выделить в этой графической работе? В первую очередь, уникальную рисовку, которая напоминает пьяный взгляд какого-нибудь частного детектива. Во-вторых, Фелл громко заявляет о своей приверженности к стилистике нуара. Нуар мы любим и готовы читать буквально всё, что выходит под этим темным соусом. В-третьих, сюжет написан мастером, иначе бы комикс не был номинирован (2006 год) на премию Eisner Awards в пяти категориях.

«Девки», братья Луна

Когда мы откопали этот комикс, то были без ума от наслаждения. История стара как мир: на планету Земля было совершено нападение. Но кем? Зомби? Инопланетными тварями? Ктулху? Никак нет. В нашествии участвовали плотоядные девушки инопланетного происхождения. Они чудовищно красивы и так же чудовищно опасны. Звучит, как нечто очень трэшовое, но «Девок» нельзя назвать трэшем — это научная фантастика с прицелом на социальную проблематику. Комикс динамичен, не стесняется в выражениях и не боится показывать жестокие сцены предельно натуралистично. Если хочешь чего-нибудь странного, но с сильным сюжетом, то «Девки» — твой выбор.