Слушай подкасты нашей студии
Слушать

6 знаменитых картин, которые оказались подделками

Не так давно испанский арт-дилер Кристиан Лопес заявил о том, что нашёл утерянную в 1955 году картину Фриды Кало «Раненый стол». Он предложил коллекционерам заплатить более 40 миллионов евро за работу, которая не может достоверно считаться подлинной. При этом он уточнил, что если кто-то сомневается — пусть купит, а потом на свои деньги анализирует ее на подлинность. Неплохой вариант срубить денег и остаться безнаказанным, правда?

Пока идут споры о том, врёт Лопес или картина настоящая, мы хотим вспомнить другие громкие истории, в которых знаменитые картины оказались подделками.

1. Поддельный музей работ Этьена Террюса

Французский фовист Этьен Террюс заслужил, чтобы его творчеству посвятили целый музей. Но вряд ли он хотел бы, чтобы в учреждении почти все работы оказались подделками.

В 2018 году приглашённый куратор, который работал над грандиозным мероприятием в музее города Эльн (именно там родился Террюс), заметил, что на одной из картин изображены здания, которые были построены гораздо позже смерти самого художника. Работники музея начали расследование и обнаружили, что фальшивок оказалось гораздо больше: 82 из 144 картин не принадлежали кисти Террюса!

Многие из них были куплены музеем, другие — подарены. Мэр города Эльн Ив Барньоль назвал произошедшее катастрофой. Полиция попыталась выследить источник подделки, но дело так и осталось нераскрытым.

2. Обман арт-директора галереи

Татьяна Хан владела галереей Chateau Allegre на западе Голливуда — там размещалась работа «Женщина в синей шляпе» испанского художника Пабло Пикассо. Женщина призналась, что приобрела копию картины, а позже продала её за два миллиона долларов. Чтобы выдать её за оригинал, Хан заплатила реставратору тысячу долларов. В 2010 году она была приговорена к пяти годам условно.

Человек, который приобрёл картину, Виктор Сэндс, признался, что сделать это его убедил друг Джек Кавано. Сэндс получил 3,2 миллиона долларов в качестве компенсации, а Кавано пришлось заплатить 250 000 долларов за участие в продаже.

3. Художник-лжец

В 1940-х годах прогремела история о голландском художнике Хане ван Меегерене: он продавал картины, утверждая, что это обнаруженные им оригиналы работ художника Яна Вермеера. На самом деле лжетворец сам написал все картины, а после — выдержал их в печи для приготовления пиццы, чтобы они выглядели как подлинники. Его манёвр одурачил многих людей, даже лидера нацистов Германа Геринга. Хан ван Меергерен заработал на своей афере 30 миллионов долларов.

Поймали обманщика в 1945 году, а в 1947-м его приговорили к одному году лишения свободы. Однако Меегерену не суждено было заплатить за свой обман: он умер спустя два месяца после вынесения приговора, так и не отбыв ни одного дня в колонии.

4. Стив Мартин, ставший жертвой обмана

Американский актёр Стив Мартин в 2004 году приобрёл картину немецкого живописца Генриха Кампендонка «Пейзаж с лошадьми» (Landschaft mit Pferden). Он заплатил за неё 700 000 евро. Однако после того как Мартин продал произведение в 2006 году на аукционе Christie’s, оказалось, что картина была подделана Вольфгангом Бельтракки, которому дали прозвище Фальсификатор столетия.

Стив Мартин признался, что понятия не имел, что работа — подделка, и ему не предъявили никаких обвинений.

Вольфганг Бельтракки и его соучастники продали 44 поддельных картины за время своей деятельности. В 2011 году его признали виновным в коррупции и подлоге. А позже он рассказал, что вместе со своей женой создал около 300 фальшивых картин. Бельтракки приговорили к шести годам тюрьмы. Освобождён он был в 2015 году.

5. Как реставратор подал в суд сам на себя

Реставратору Лотару Мальскату поручили восстановить средневековые фрески Церкви Святой Марии (Luebecker Marienkirche) в Германии, которые были разрушены ещё во времена Второй мировой войны. Но когда он увидел их, они оказались в таком плохом состоянии, что восстановить их было невозможно, так же как и воспроизвести их на основе фотографий. Поэтому Лотар решил сделать свои варианты.

Его обман был настолько идеальным, что люди были в полном восторге. В конце концов, реставратор решил признаться в содеянном, однако ему никто не поверил. Поэтому Лотар пошёл на крайние меры и подал на себя в суд, чтобы доказать, что он был виновен в подделке средневековых фресок.

Тем не менее ему всё ещё никто не верил. Тогда Мальскат указал на две важные детали на фресках: индейку, которой не было в Германии во времена Средневековья, и портрет актрисы Марлен Дитрих.

6. Поддельный Шекспир

В 2005 году обнаружилось, что «Цветочный портрет» Уильяма Шекспира, принадлежавший его потомкам, на самом деле был подделкой. Изначально представители Национальной портретной галереи думали, что работа была создана в 1609 году. Но когда они сделали рентген, то пришли к заключению, что использованная краска была создана только в XIX веке.

Теперь мы считаем, что портрет датируется примерно 1818–1840 годами — как раз тем временем, когда вспыхнул интерес к пьесам Шекспира,

— сказала куратор галереи Тарния Купер.

Её коллега Дэвид Хауэллс подчеркнул, что, несмотря на поддельность работы, она всё ещё является ценной. Теперь поддельный Шекспир считается важным этапом изучения творчества великого драматурга и его влияния на культуру.

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)