Культура
17 июля, 2024

6 великолепных игр, которые спасли умирающие франшизы

Всего одна хорошая игра способна завоевать прощение фанатов за годы провалов франшизы.

Каждая студия мечтает о создании успешной франшизы. Такой, с которой можно будет годами снимать деньги только за название. Периодически такие серии игр появляются, возносятся до самых небес, а потом куда-то исчезают. Просто вспомни, чем был Quake, Metal Gear Solid, Golden Axe, Prince of Persia или Castlevania. Казалось, что это вечные бренды, призванные править индустрией. Однако сейчас на первых местах совсем другие франшизы. Слишком долгое забвение может привести к полной смерти серии, но достаточно всего одной хорошей игры, чтобы возродить великое имя.

1. Doom (Remake 2016)

Эту игру знают во всем мире преимущественно благодаря первым двум частям, которые вышли в первой половине 90-х. Тогда игры в жанре шутер от первого лица не нуждались в сюжете. Он подавался в виде нескольких строчек текста с описанием вроде «враги всюду, ты последняя надежда, убей их всех». Однако постепенно индустрия развивалась, появились более комплексные игры: Thief, Half-Life, Deus Ex. Пытаясь соответствовать эпохе, разработчики из id Software выпустили шутер Doom 3, который превратился в хоррор с полноценным сюжетом и элементами выживания. Визуально игра выглядела отлично, но в геймплее не осталось ничего от классического «Дума». Фан-база предпочла переключиться на самодельные моды для старых частей серии.

Doom 3 трудно назвать провалом, ведь он имеет хорошую оценку на Metacritic. Тем не менее следующую часть пришлось ждать 12 лет. Многие уже и не надеялись, позабыв о некогда величайшей игре своего времени. Doom 2016 года вернулся к истокам. Сюжет отошел на второй план, хотя и стал намного сложнее, чем в оригинале. Упор же делался именно на геймплей и графику. Никаких загадок или сложных лабиринтов — только экшен с модными добиваниями. В 2020-м Doom Eternal повторил успех, и теперь нет сомнений в том, что мы получим продолжение.

Трехмерная революция: 7 игр, которые не пережили переход в 3D

2. Resident Evil 7

Фрашизы умирают по-разному. Например, Resident Evil 6 имел неплохие продажи. Проблема заключалась в тупике, куда зашел сюжет. Его было уже невозможно масштабировать. Нам показали самых невероятных монстров, «Амбрелла» находилась на пике могущества и могла уничтожать целые мегаполисы. Все основные персонажи превратились в каких-то супергероев, что иногда смотрелось комично. Чего стоят приемы из реслинга, которые Леон применяет на зомби. Игра Resident Evil превратилась в незатейливую аркаду с не самым лучшим геймплеем, за что и была разгромлена критиками.

Седьмая часть стала жестким перезапуском. Теперь мы играем за совершенно нового персонажа, да еще и от первого лица, что весьма необычно для серии. С другой стороны, вернулись загадки, инвентарь и атмосфера оригинальной трилогии. Первые несколько месяцев после релиза аудитория будто пыталась распробовать новый продукт. Наконец фан-база вынесла вердикт: «Шедевр, давай еще». Следующая Resident Evil Village оказалась как минимум не хуже. Стоит отдать должное Capcom, они не забыли и про любителей экшена от третьего лица. Для них вышел потрясающий ремейк второй части.

3. Alien: Isolation

Игры про Чужих стали появляться в начале 80-х и выходили на протяжении всего пика популярности кинофраншизы. Тем не менее за столь долгий период не было создано ни одной действительно достойной игры. Чаще всего проблема заключалась в неправильном выборе жанра. Из Aliens настойчиво делали экшен, хотя первоисточник является хоррором. Были и другие нелепости: аркадные драки или игра Alien 3, вышедшая раньше фильма и потому не имеющая с ним практически никакой связи.

К нулевым годам о Чужих подзабыли, но ситуация изменилась после выхода фильма «Прометей». Sega пошла на риск: компания решила создать высокобюджетную игру в жанре ужасов. Декорации, вызывающие приступы клаустрофобии, жуткий и смертельно опасный ксеноморф, наконец, героиня с хорошо знакомой фамилией Рипли — все это стало причиной успеха. Риск оправдался, и мы получили первую, безоговорочно шедевральную игру в данной вселенной.

Откуда взялась фем-истерия в компьютерных играх

4. Mortal Kombat (Перезапуск 2011)

«Mортал Kомбат» является одним из самых влиятельных файтингов в истории видеоигр. Этот статус был обретен еще в 90-х благодаря оригинальной трилогии и нескольким дополнениям. Однако после четвертой части начались проблемы. Франшиза явно делала что-то не так. Для начала стоит вспомнить, чем славилась «Смертельная битва». Кто бы что ни говорил, но прежде всего графикой. Первые три части невероятно выделились среди всех конкурентов. Игрок брал джойстик и управлял почти настоящими людьми. «Mортал Kомбат 3» стала еще и очень быстрой, добавив вариативности во время боя.

В погоне за трендом Mortal Kombat 4 стала трехмерной и выглядела неубедительно, мягко говоря. Фан-база простила первую оплошность, все-таки 3D находилось в зачаточном состоянии. Но дальше становилось только хуже. В 2006-м выходит Mortal Kombat: Armageddon, которая выглядит ужасно. Она, очевидно, не способна конкурировать с франшизами вроде Soulcalibur и Tekken. На переосмысление потребовалось пять лет — это самый длинный период, когда не выходила ни одна самостоятельная игра из серии. Наконец, Mortal Kombat 2011 вернулся в привычной 2D-графике, с красивыми моделями персонажей и скоростным геймплеем. Сейчас «Mортал Kомбат» снова на вершине, каждая следующая часть собирает престижные награды.

5. Wolfenstein: The New Order

Wolfenstein 3D не была первой игрой с «видом из глаз», как мы это называли в детстве, не зная терминов вроде FPS (First Person Shooter). Однако она задала тренд, стала своего рода шаблоном, на который ориентировались разработчики. После успеха шутера «Дум» id Software забросили франшизу, вспомнив о ней только в 2001-м. Тогда вышел ремейк Return to Castle Wolfenstein. Игру приняли тепло, но продолжение пришлось ждать целых 8 лет. За это время фан-база сильно поредела, продав всего 100 000 копий новой игры, id Software продали права на серию студии MachineGames.

Обычно после смены владельца у любой франшизы возникают проблемы, во всяком случае, начинается период дестабилизации (когда разработчиков, сценаристов и дизайнеров бросает в разные стороны). Но игра Wolfenstein: The New Order, вышедшая в 2014 году, стала настоящим прорывом. Кроме потрясающей графики, она обрела захватывающий сюжет и харизматичных героев. Как результат, десятки номинаций на самые престижные премии. Некоторые журналисты называли Wolfenstein: The New Order игрой года и примером того, как нужно возрождать франшизы.

6. XCOM Enemy Unknown

В 1990-е годы серия X-COM была воплощением жанра «пошаговой тактики». Здесь, в отличие от большинства конкурентов, присутствовал развитый элемент RPG. Каждый член отряда был личностью, имел звание, которое могло повышаться, уникальные характеристики и навыки владения оружием. Впрочем, самым главным, но в то же время простым и действенным приемом оказалась возможность давать имена всем членам отряда. Так они становились еще более значимыми, почти живыми. Погибший юнит — не просто набор пикселей или фигурка, а хорошо знакомый человек, к которому ты уже привязался и которого невозможно быстро заменить.

У серии X-COM не было катастрофических провалов. Просто в нулевых жанр стал вымирать, пока не исчез полностью. Конечно, на периферии игровой индустрии что-то выпускалось, но это были скорее любительские проекты. В начале 2010-х годов выходит сразу две игры по франшизе. The Bureau: XCOM Declassified — экшен с видом от третьего лица, с современной графикой и геймплеем. Он предсказуемо проваливается, потому что конкуренция слишком высока. Однако студия 2K страхуется и одновременно перезапускает XCOM: Enemy Unknown — классическую «пошаговую тактику», только с новой графикой и расширенными возможностями. Игра становится хитом и возрождает интерес к самому жанру.

Философия игр: 10 цитат, которые произнесли ненастоящие люди

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: