Культура
11 марта, 2015

6 самых трешовых артхаусных фильмов

WARNING!
Перед просмотром уберите от экранов беременных животных, женщин с неустойчивой психикой, детей и пенсионеров.
Данная статья не несёт в себе пропаганды насилия. Мы всего лишь хотели рассказать про те несчастные фильмы, которые застряли где-то между артхаусом и трешем, то есть вобрали в себя глубокую, мало кому понятную философию, а также кровь, насилие и прочие радости жизни. Твоё дело – смотреть их или не смотреть. И не торопись обвинять автора в извращённости. Если он про них пишет, это не значит что он их любит. Однако помни: есть фильмы ещё страшнее.

1. «Зелёный слоник», 1999


«Братишкааа, я тебе покушать принёс!» – это, пожалуй, самая известная фраза из истории про двух офицеров, оказавшихся на гаупвахте.
Сначала один из них пытается начать разговор с другим, но в весьма странной манере, сводя беседу к рассуждениям о том, как… ну, в общем, про такое нельзя писать.
Во второй части над «Поехавшим» издевается капитан, «Полковник» рассуждает о негодности вооружённых сил, «Братишка», не выдерживая несправедливости, убивает капитана, весёлая песня про слоника, чистка унитазов вилкой, насилие, потрошение, конец.

Чувак, да что тебе рассказывать, ты и сам всё знаешь. Этот фильм давно разошёлся на цитаты, во многом благодаря их нелепости и неповторимой манере произношения актёров.
К нему нельзя относиться серьёзно. Этот фильм либо любят и откровенно над ним смеются, либо выключают в самом начале. Нормальный человек, посмотрев, не будет поносить его за низкую художественную ценность. Он снимался в подвале на любительскую камеру. Кроме Епифанцева, который сейчас мелькает в адекватных сериалах, там не было профессиональных актёров. Пахомов является профессиональным художником и даже главным редактором глянцевых журналов. Впрочем, он личность слишком эпических масштабов, и ему нужно посвящать отдельные трактаты. Осмоловский – известный на весь мир художник-акционист, выложивший в своё время слово из 3-х букв на Красной Площади, что самое интересное – людьми. Что касается режиссёра, Светланы Басковой, то она сняла не менее интересные картины, вроде «5 бутылок водки», «Голова», «Кокки бегущий доктор», которые пополнили золотой фонд изумительных фраз мирового кинематографа.
Кстати, Епифанцев, до того как мерцать на больших экранах, ставил такие треш-спектакли, после которых «Слоник» кажется комедией Гайдая.

Баскова говорила, что этот «шедевр», по сути, является реакцией на Чеченскую войну, а каждый персонаж отождествляет собой отдельный социальный слой Государства Российского: армию (Епифанцев), которая презирает народ, но горячо его любит и защищает, сам народ (Пахомов), беспомощный и глупый, олигархию (Осмоловский), которая издевается над всеми, власть, (Маслаев), которая ничего не может противопоставить олигархии. Но это никак не читается, а выглядит, как весёлое шапито с забавными фразами. Но чертовски запоминающееся.
Стоит отметить, что фильм запомнился зарубежной публике и даже одно время носил неофициальный титул «самого грязного фильма тысячелетия». Ну, хоть какое-то кино нравится капризной западной публике.

2. «Священная гора», 1973


Алехандро Ходоровски – личность, безусловно, культовая. Друг Сальвадора Дали, Джона Леннона и практически всех деятелей искусств прошлого века. Однако фильмы, которые снимал этот потомок еврейских иммигрантов из российской империи, не всегда поддаются объяснению.
«Священная гора» – самый известный фильм чилийца. Самое интересное, что деньги на съёмки выделил сам Джон Леннон. И не какую-то там жалкую сотню, а целый миллион долларов. И надо сказать, деньги были потрачены с умом.

Сюжет фильма повествует нам про Иисуса, снятого с креста, подружившегося с безруким карликом и отправившегося познавать этот жестокий мир. Впечатляет, неправда ли? Попадая в город, он видит весёлые картинки, напоминающие скорее будни популярного нынче Исламского Государства. Повсюду ходят солдаты в противогазах, несущие распятых на крестах ягнят. Одним из самых смачных моментов этого фильма является сцена, где из ран расстрелянных мирных жителей вылетают райские птички. Очень жутко, как произведения Шнитке. На улице показывают театрализованное представление, где жабы в образах крестоносцев и монахов под нацистские марши завоевывают Южную Америку с ящерицами в виде индейцев, после чего божьих тварей благополучно взрывают. И всё это фотографируют туристы, приобретающие сувенирную продукцию с красноречивой надписью «Иисус на продажу».
Чувак, вот тебе вкратце первая четверть картины. От себя ещё добавлю, что фильм снят невероятно красочно и масштабно. Во второй части Иисус находит Алхимика, похожего на Игоря Николаева, который после весьма специфичных обрядов очищает его душу, посвящает в тайны мироздания и отправляет на метафоричную Священную Гору.

Фильм отличает обилие сюрреалистично-психоделических образов, аллюзий, антиутопичность. Ходоровски как мог обличал тоталитарное общество и тот цирк, в который превратилась религия. Общество потребления, развлекающееся насилием – всё это открыто читается. И в отличие от последующих фильмов, в нём меньше всего треша.
Кстати, ни одно животное не пострадало во время съёмок: жабы были резиновыми, а ягнят одолжили в местном ресторане. Сцены на рынке снимали на скорую руку, так как правительство запретило снимать подобное. Во время съёмочного процесса Ходоровски заставлял актёров спать по 4 часа в сутки и заниматься медитацией, которую сам же и практиковал. Также все актёры во время съемок употребляли ЛСД и галлюциногенные грибы, чтобы достичь просветления. Сдаётся мне, что многие ради этого к нему и шли сниматься.
До сих пор неизвестно, остался ли Леннон доволен своим капиталовложением, но больше денег на фильмы он никому не давал.

3. «Свадебная ваза», 1974


Свадебная ваза – старый бельгийский фильм, который даже в славные 70-е вызвал море недоумения и отвращения. Бессвязная история про фермера, который отрезает голову курицам, складывая их в банки, приделывает головы кукол голубям, и, самое главное, влюбляется в свинью, и ухаживает за ней так, как «нынешняя молодёжь не умеет», оказывая знаки внимания. И, как любая порядочная девушка, чуть-чуть поломавшись для приличия, она соглашается на половую связь с одиноким фермером. Ты прекрасно знаешь, что после подобного бывают дети. И знаешь что? У них родились свинолюди! На самом деле просто поросята, не похожие на людей вообще. Дети предпочитают проводить время с отцом, нежели с матерью, и в порыве ревности он убивает своих чад. Свинья в отчаянии топится в грязи. Одинокий фермер пьёт целебный чефир из отвара собственных кала и мочи и благополучно вешается на живописно стоящей в чистом поле лестнице.

Ты всё ещё хочешь это смотреть? Я предупредил. Кстати, свинья – обычное животное, а не переодетая в неё актриса и даже не Свинка Пепа. Возможно, это была аллегория на тему того, как низко может опуститься человек в своём одичавшем одиночестве. А может… Кто этих «художников» поймёт?

Фильм крайне неприятно смотреть. Черно-белые тона, неприятные кадры и атмосферная музыка призывают если не повеситься, то выключить его ещё до финальных титров. Отвращение вызывает всё: и натуральность происходящего, и актёр, и много чего ещё. Фильм никогда не был в прокате и вырвался на передовую только в эпоху интернетов. Однажды картину попытались протолкнуть на кинофестваль в Пёрте, но австралийцам, как оказалось, не нравится копрофагия и скотоложество. А вот деятелей искусств из Локарно и других фестивалей это, видимо, не смущает, потому что картину показывали много лет, вплоть до 2007 года.

4. «Некромантик», 1987


«Некромантик» значится как фильм ужасов. Но это самый настоящий треш! Занятная история про молодго работника труповозки по имени Роб. Роб настолько любит свою работу, что часто берёт её на дом. И уже дома со своей девушкой предается плотским утехам с кусочками мертвечины.
Буттгерайт снимает картину в простой документальной манере. Его герои во сне бегают по полям и долам, играя откопанной где-то головой и размахивая гирляндой из кишок. Настолько ироничного отношения к смерти не было ни в одном фильме. Правда, их счастливая идиллия рушится в тот момент, когда парня за опоздание увольняют с работы. «Где мы будем брать все, что нам так нужно, без чего мы не сможем жить!» – истерит его дама и протыкает брюхо ножом.
Основной смысл картины: смерть – это оргазм.
Фильм вызвал большой резонанс, и бедному режиссёру не осталось ничего, как снять вторую часть. А музыка из фильма до сих пор входит в золотой фонд.

5. «Розовые Фламинго», 1972


«Розовые фламинго» это не песня Алёны Свиридовой. Это одно из наиболее популярных в прошлом садовых украшений в провинциальных американских городках и селениях и одновременно символ дурного вкуса. А ещё это фильм Джона Уотерса. Гротескный, нелепый, местами жуткий, но, стоит отметить, впечатление производит.
Сценарий, разумеется, вызывает приступ тошноты. Жуткая, гротескная Бэбс Джонсон живет на стоянке трейлеров со своим неполноценным сынком Крэкерсом и отвратительной Мамой Эди, помешанной на яйцах. Все согласны, что Бэбс – самая «грязная тварь в этом мире». Однако неподалёку живёт ещё одна замечательная семейка, которая промышляет продажей детей, рождаемых запертыми у них рабынями, лесбийским парам. И вот две благородные семьи сошлись в споре: кто же всё-таки хуже. И начинаются «весёлые старты», включающие в себя инцест, скотоложество, каннибализм, кастрацию и копрофагию.
Режиссер Джон Уотерс плюнул в лицо обществу, изобразив таким образом людей, пытающихся казаться лучше других за счёт ложных ценностей. Получилось очень… жутко. В общем, смотри.

6. «Сербский фильм», 2010


Если уж говорить про самый жесткий и шокирующий фильм, то это, безусловно, он. Не будет ошибкой назвать эту картину самой жестокой за всю историю кино. Режиссёр Спасоевич не побоялся снять в весьма ортодоксальной Сербии одну большую психически извращённую галлюцинацию: повесть о бывшем порноактёре, славящемся своей… выносливостью. Но сербский порноактёр бывшим не бывает! И вот он берётся за старое, только на этот раз больше насилия, извращения, в том числе и над своим сыном.

По сути, этот фильм рассказывает про полное отсутствие морали в обществе, а изображение самых грязных жанров порнографии намекает на животную развращённость современного общества, которое ради удовлетворения похоти готова преступить любую черту.
Снято всё безупречно, нет никаких операторских «изюминок» – всё, как в нормальном художественном фильме. Смотрится легко, и диалоги местами интересные. А местами вызывают отвращение. Если перед просмотром этой ленты посмотреть любую трагикомедию великого Кустурицы, то возникнет лишь один вопрос: что стало с сербским кинематографом? И что заставило известного музыканта и хорошего актёра Срджана Тодоровича, который ранее снимался в «каннских» картинах того же Кустурицы, пойти на это?

По сравнению с данным фильмом, «Некромантик» смотрится хорошей «чёрной» комедией. Решай сам, смотреть или нет, но концовка непременно вызовет у тебя отвращение.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: