Это же потребление приводит и к огромным свалкам. Люди, бездумно покупающие всё больше и больше вещей, так же бездумно отправляют их на свалку, даже когда они еще пригодны для пользования.
Давай поговорим о том, являешься ли ты тем самым бездумным потребителем и стоит ли тебе хотя бы задуматься о пересмотре своего образа жизни.
1. Смотришь только на внешний вид, а не на качество
Есть удачные примеры товаров, сочетающие в себе прорывной дизайн и высокое качество. Далеко ходить не надо: старые версии Macintosh являются одним из ярчайших показателей того, как железо, опережавшее конкурентов на пару лет, воплотили в дизайне, который даже сейчас вызывает восхищение.
Но это редкое исключение. Маркетологи уже давно поняли, что можно предлагать красивую картинку и агрессивно продвигать её, отвлекая от низкого качества исполнения. Как итог — теперь рынок завален огромным количеством привлекательных внешне товаров, которые рассыпаются сразу после окончания гарантийного срока.
И если тебя волнует только то, как твоя новая машина будет удивлять прохожих прорывным внешним видом, а то, что её двигатель рассчитан на пару сотен тысяч километров, для тебя абсолютно неважная информация, — стоит задуматься о переосмыслении приоритетов.
2. Покупаешь модные товары, которые тебе не нужны
История знает немало примеров моды, которая имеет свойство быстро заканчиваться. Вспомни те же спиннеры, которые были популярны несколько лет назад. И что с ними стало сейчас? Немногие энтузиасты продолжают развивать этот рынок, но большая часть людей давно выбросила эту игрушку на помойку, засорив и без того замусоренную планету и потратив не бесконечные ресурсы. То же касается и одежды, например повального увлечения шубами в 1990–2000 годах, которые теперь висят в шкафах и кормят моль. А ведь из-за этих элементов гардероба погибли сотни тысяч зверей.
Да, в конечном итоге все вещи окажутся на свалке, но мода слишком скоротечна и часто слишком агрессивно навязана, из-за чего скупка трендовых товаров производится огромными партиями, а люди, которые покупают их, не думают о будущем. Они хотят лишь хайпануть на теме, пока она себя не изжила, и неважно, если эта мода вызывает у них лишь раздражение.
3. Берёшь товары со скидкой, которые вряд ли понадобятся в ближайшее время
Многие компании давно поняли, что можно стимулировать рынок потребления акциями. Яркие скидки, распродажи, «предложения года», ликвидация с беспрецедентными ценами и многое другое — всё это стимулирует миллионы людей скупать ненужный им хлам или товары, которые в лучшем случае пригодятся «когда-нибудь». И ладно, когда речь о продуктах питания — они хотя бы будут использованы в краткосрочной перспективе. Но если ты бросаешься на любую акцию с какими-нибудь боксёрскими перчатками со скидкой 80 %, хотя пришёл в магазин за кроссовками и не планировал заниматься борьбой, то это один из звоночков, которые говорят о том, что стоит задуматься о более продуманном планировании трат.
Ещё раз: скидки — это очень хорошо, когда речь идёт о действительно нужных товарах, тех, которые понадобятся тебе не в абстрактном будущем.
4. Предпочитаешь брать количеством, а не качеством
Основная проблема в том, что из-за образа мышления, оставшегося ещё с советских времён, многим людям кажется, что чем больше у них вещей в гардеробе, тем они богаче выглядят. И в угоду количеству такие потребители покупают несколько дешёвых вещей вместо одной, но качественной. Они выглядят хуже, а про долговечность можно даже и не говорить: в 99 % случаев это будет одноразовый хлам.
Бездумные потребители покупают одежду с расчётом «поношу пару месяцев, а когда надоест или станет не модно — выброшу» и «зато все будут видеть, что я обеспеченный человек и могу себе позволить каждый день ходить в разном». Как итог — через короткое время эти вещи отправляются на помойку и создают ещё больше проблем экологии.
5. Выбрасываешь вещи, которые тебе кажутся ненужными на данный момент
Чаще всего речь идёт об одежде или какой-либо технике. Когда бездумный потребитель не видит пользы в вещи именно сейчас, он тут же хочет избавиться от неё, так как она раздражает своей ненужностью, возможно, моральным устареванием или любыми другими надуманными качествами. Но потом осознаёт, что эта выброшенная вещь, в общем-то, неплохая, а возможно, даже очень нужная, и покупает новую, точно такую же или сильно похожую. И если думающий человек, совершив такую ошибку единожды, сделает выводы и в следующий раз при возникающих порывах выбросить что-то без оглядки на будущее одумается, то бездумный потребитель продолжит круговорот товарных отношений.
Выбросить или починить: стоит ли давать вещам вторую жизнь
Особенно этому недугу подвержены люди, которые следят за трендами моды. Как известно, мода цикличная, и в условиях глобализации периоды сменяются быстрее, чем раньше. Поэтому одежда, которая сейчас кажется трендовой, завтра становится устаревшей, а послезавтра — снова на пике моды. Но производители навязывают мысль об избавлении от «устаревшего» в пользу «новинки», и так по кругу, а потребитель даже и не вспоминает, что он покупал то же самое ещё недавно, потом выбросил эту вещь и теперь снова отстёгивает деньги за тот же товар.6. Меняешь работающую вещь на такую же, но чуть более новую
Хороший пример — новые смартфоны. Большинство производителей уже давно не знает, как удивить покупателя. И если раньше с каждой новой моделью вводились значительные улучшения (к примеру, в два и более раз мощнее процессор, намного больший экран или более ёмкая батарея), то сейчас, когда человечество подбирается к пределу возможностей техпроцесса, прирост может составлять 2–3 % к мощности предыдущей модели.
Говорить о дизайне, размере экрана и тому подобном вообще не стоит — они практически неизменны от модели к модели. Но бездумному потребителю всё равно — главное, что это новинка. А то, что он покупал год назад и что по характеристикам практически не отличается от неё, — это старый хлам, от которого стоит как можно быстрее избавиться.
Бездумное потребление отличается от адекватного тем, что человек гонится за мнимой пользой, которая порой практически отсутствует.