Слушай подкасты нашей студии
Слушать

6 примеров пропаганды, в которую мы всё ещё верим

Если думаешь, что пропаганда — это что-то связанное с диктатурами или только с политикой, то ты ошибаешься. Правительства и компании с давних времён занимаются пропагандой. Чаще всего это делается ради выгоды. Финансовой или какой-либо другой — это уже не важно. Некоторые из пропагандистских кампаний были настолько успешными, что многие до сих пор верят в созданные заинтересованными людьми мифы.

1. Сахарная промышленность перекладывала вину за болезни сердца и диабет на жиры

В 60-х годах прошлого века несколько производителей сахара и полуфабрикатов из него объединились в торговую группу, называемую «Сахарной ассоциацией». Они начали пропагандировать пользу сахара для здоровья и, что важнее, перекладывали вину за сердечно-сосудистые заболевания и диабет на жиры. Дошло до того, что этот картель заплатил учёным из Гарварда за проведение исследований влияния сахара и жиров на болезни сердца. После этого ассоциация отобрала самые безобидные (с точки зрения сахарной промышленности) выводы о том, что сахар практически не влияет на здоровье, и начала публиковать эти сведения везде, где только можно, пропагандируя потребление сахара и заставляя людей поверить, что их главный враг — жиры.

В итоге многие до сих пор считают, что выпить чай с тремя ложками сахара намного полезнее, чем съесть бутерброд с толстым слоем сливочного масла. Эта дезинформация привела к росту сердечно-сосудистых заболеваний и ожирения.

2. Британцы создали миф, что морковь улучшает зрение

Морковь полезна для здоровья, и отрицать это глупо. Но она не улучшает зрение. Откуда пошёл этот миф? Он тянется ещё со времён Второй мировой войны, и ему мы обязаны британцам. Во время войны британцы изобрели радары, которые помогали им заранее обнаруживать немецкие бомбардировщики и сбивать их на подлёте, минимизируя ущерб для собственной инфраструктуры. В целях дезинформации британцы говорили, что всё дело в моркови, которая улучшает зрение пилотов и зенитчиков, позволяя им лучше видеть в темноте, что и помогает сбивать бомбардировщики.

Британское министерство продовольствия запустило рекламную кампанию, где говорилось о пользе моркови для здоровья; учёные по заказу правительства так же пропагандировали её употребление для улучшения зрения. Нет доказательств тому, что в эту пропаганду поверили немцы, но этот миф успешно пошёл в массы. В нашей стране до сих пор многие люди уверены, что ежедневное поедание моркови поможет им видеть чёткую картинку.

3. Белоснежные зубы продвигали ради продажи отбеливающих средств

Смотря современные фильмы, ты вряд ли увидишь там хотя бы одного актёра с жёлтыми зубами, а если и заметишь, то подумаешь, что это что-то нездоровое. Но в реальности природный оттенок зубов не белый, а с желтизной из-за цвета дентина. Эмаль, покрывающая дентин, полупрозрачная, поэтому, сколько бы ты ни начищал зубы, они будут оставаться такими же жёлтыми, так как ты натираешь внешний слой, а не внутренний.

Чтобы заработать побольше денег, несколько известных корпораций, занимающихся производством средств гигиены, начали продвигать в массы информацию, что единственно правильный цвет зубов — белый, а всё остальное — кариес, грязь и тому подобные вещи, которые нужно убирать отбеливающей пастой или процедурой отбеливания. Все, кто против, просто деревенщины. А подкреплялось всё это так называемыми голливудскими улыбками.

Пропаганда сработала отлично, и многие люди побежали к стоматологам с целью отбелить зубы, а также активно скупали пасту с отбеливающим эффектом. Последняя практически не имеет эффекта, так как она воздействует только на эмаль, а вот отбеливание было достаточно опасной процедурой, когда для него использовали перекись водорода. Это вещество проходило через эмаль и разрушало структуру дентина. Зубы действительно становились белыми, но это ослабляло их и вызывало необратимые повреждения эмали.

Многие люди считают, что только белые зубы могут считаться здоровыми, однако это лишь маркетинговый ход с целью заработать на ненужной процедуре.

4. Производители бутилированной воды пугали людей смертельно опасной водой из-под крана

В том, что ты боишься пить воду из-под крана и предпочитаешь фильтрованную, а лучше бутилированную, виноваты крупные корпорации. В начале 90-х годов Coca-Cola, PepsiCo, Nestle и другие известные компании начали пропагандировать опасность водопроводной воды и рекомендовали покупать только бутилированную, так как она, в отличие от жидкости из-под крана, не содержит вредных веществ и очищена с использованием угля, нанотехнологий, магии или чего угодно еще.

Результатом этого стала боязнь людей пить воду из-под крана не только на Западе, на который была нацелена эта пропагандистская кампания, но и в России. Да, водопроводная вода опасна, но только где-нибудь в Индии, а в России она проходит несколько степеней очистки и не содержит опасных веществ. Конечно, лучше дополнительно фильтровать воду, так как, проходя через трубы, она может забрать с собой микрочастицы металла или пластика, но по своим параметрам вода из-под крана практически не отличается от бутилированной. Фактически корпорации используют ту же водопроводную воду, просто проводят дополнительную очистку, которая по большей части избыточна.

5. Производители бриллиантов пропагандировали покупку более крупных камней как символ истинной любви

До XX века символом бракосочетания было золотое, серебряное или даже деревянное кольцо, в зависимости от достатка человека. Но примерно с 50-х годов всё изменилось, и теперь в западной культуре обязательным считается помолвочное кольцо с бриллиантом.

Поблагодарить за это стоит британцев, которые открыли крупные алмазные рудники в Южной Африке в конце XIX века. Огромная, по сравнению с прошлыми шахтами, выработка алмазов способствовала снижению стоимости этих камней и спроса на них. Тогда, чтобы увеличить спрос, группа британских бизнесменов создала компанию De Beers, которая контролировала всю торговлю алмазами и бриллиантами из Южной Африки. Они не только создали искусственный дефицит, повысив тем самым спрос, но и стали пропагандировать культ бриллиантов. Самая активная кампания шла в США, где уже существовала практика дарения колец с бриллиантами, но не было упора на размер камня, из-за чего не получалось сбывать достаточное количество товара.

Тогда была запущена масштабная акция с целью подчеркнуть взаимосвязь между размером бриллианта и чувствами мужчины к женщине. Проще говоря, если ты дарил кольцо с камнем размером с песчинку, ты автоматически записывался в жлобы, а вот камень в несколько карат говорил о безмерной любви. Эта пропаганда сработала. Даже в наше время существует своеобразное соревнование в размерах камня и, главное, в его натуральности, чему очень рады владельцы алмазных рудников.

6. Кофе назвали вредным ради замены на аналог

В начале XX века компания CW Post представила альтернативу кофе, известную как Postum, — напиток без кофеина из обжаренной пшеницы и отрубей с добавлением мелассы и мальтодекстрина. Но компания CW Post заработала большие деньги вовсе не из-за уникальных вкусовых качеств, а благодаря успешной пропаганде. Производитель напитка пошёл по самому простому пути и начал поливать кофе грязью по всем возможным каналам связи. В газетах публиковались заметки о вреде кофе, заказывались псевдоисследования на тему вреда, где рассказывалось о вызываемом им расстройстве желудка, о нервных срывах, а также об ухудшении работы почек и сердца.

CW Post заостряла особое внимание на вреде кофе детям, так как этот напиток якобы замедлял их рост. Новости об этом быстро распространились по всему миру, из-за чего даже сегодня многие люди боятся давать детям кофе. Реальные исследования показали, что повышенное потребление напитков с кофеином приводит к небольшому уменьшению усвоения кальция, необходимого для роста костей. Эти же исследования показали, что для компенсации 200 граммов кофе достаточно выпить одну столовую ложку молока. Чтобы ты понимал, 200 граммов — это большая банка кофе, из которой получается примерно 100 кружек напитка.

8 неприятных фактов из мира науки, которые ты не сможешь забыть

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(1)

id198728567

Познавательная статья, за морковь и кофе неожиданно. Детям кофе нельзя, зрение стало хуже — ешь морковь. Кто бы знал, что все это туфта.