1. Неверное отражение объектов и операций
Чаще всего об этой проблеме собственник узнаёт, когда ему необходимо взять или погасить кредит. В первом случае он приходит в банк, подает документы — и неожиданно для себя узнает, что уже несколько лет почти разорен. На его балансе нет никаких активов и нераспределенной прибыли, зато имеется растянутые в два конца дебиторка и кредиторка, большая часть которых нереальна. К слову, эта же проблема даст о себе знать, если владелец решит продать бизнес или привлечь инвестиции. На бумаге компания будет убыточной, и тогда придется доказывать потенциальным партнерам, что на деле всё в порядке. Причина недоразумения кроется в том, что бухгалтер, возможно, думал лишь о налоговом учете, но никак не о достоверности бухгалтерского учета и не о перспективах и планах руководства в отношении бизнеса.
Если кредит всё же дадут, банк запросит ежеквартальную или даже ежемесячную отчетность, бесконечные таблички и расшифровки, а также потребует соблюдения ковенант и различных других показателей. Чтобы выполнить все эти условия и не получить штраф от банка или требование досрочного погашения кредита, бухгалтер должен быть очень внимателен в отслеживании всех показателей после каждой проводки.
2. Неверные налоговые платежки
Например, нужно заплатить очередные налоги и взносы или поменялись правила заполнения платежек. Бухгалтер пропускает или путает всего одну цифру — и средства улетают не туда или зависают в казначействе. И если поставщик или партнер напомнил бы о непоступивших средствах, то государство какое-то время не будет трогать собственника, а потом посчитает его налоговым уклонистом. Это приведет к начислению пени или принудительному взысканию и блокировке счета. Так всего одна небольшая ошибка бухгалтера приведет к дополнительным издержкам для всей организации.
Важно не только не допустить такой ситуации, но и понимать, как ее быстро исправить. Вместо письма об уточнении платежа в налоговую отправляют заявления о зачете. Большинство бухгалтеров не видит разницы, хотя зачет делается на дату принятия инспекцией решения о зачёте, а уточнение — на дату платежа. Как раз по одной из этих дат и определяется, когда налог оплачен. В итоге даже после исправления ошибки пени не спишутся, и бизнес останется в минусе.
3. Утечка конфиденциальной информации
Чаще всего причиной является незнание бухгалтером налогового права. Только они видят требование от инспекции о представлении пояснений и документов, как тут же, не задумываясь, готовы предоставить любые документы от греха подальше. Хотя в большинстве случаев подобные запросы незаконны и могут использоваться против самой организации.
Более того, нередко инициировать такие запросы могут конкуренты через знакомых инспекторов для получения конфиденциальной информации о компании. Такие данные могут раскрыть особенности бизнес-модели, объемы финансовых оборотов, показатели деятельности, поставщиков и так далее. Именно поэтому владение налоговым правом и умение грамотно отказать «хотелкам» инспекции — актуальная обязанность бухгалтера, а не дополнительный диплом о «прослушивании» курса, покрытый слоем пыли.
4. Нарушение методологии учета
Чаще всего это происходит с дебиторской и кредиторской задолженностями. Бухгалтер не отслеживает зачет авансов в счет поставленного и полученного товара, зачет между субсчетами и не собирает документы от поставщиков. Как результат — нереально огромный показатель валюты баланса, который особенно заметен при пороговых значениях. Ошибка в сальдо расчетов с контрагентами всего на одну-две тысячи рублей может вызывать необходимость проведения обязательного аудита, который обойдется минимум в 50 тысяч рублей.
И это если не брать в расчет издержки и нагрузку бухгалтера для взаимодействия с аудиторами и предоставления им копий документов. К тому же с 2020 года аудиторское заключение предоставляется в налоговый орган, следовательно появляется возможность заработать дополнительные штрафы.
5. Нерациональное использование ресурсов компании
Переплата «на всякий случай» — очень частое действие среди бухгалтеров. Взять хотя бы расчет ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль. Эта процедура обязательна для организаций, выручка которых превышает 15 миллионов рублей в течение четырех кварталов подряд. Мало кто из бухгалтеров научился их правильно считать (в Налоговом кодексе довольно сложно описана формула). Для собственной подстраховки бухгалтер решает дополнить бюджет одним-двумя миллионами. Он считает, что лучше уж переплата, чем неожиданная задолженность. Это выводит живые деньги из оборота компании и приводит к значительным переплатам по налогам и взносам.
Если же бухгалтер сменится, новый сотрудник не всегда будет вникать в то, что было до него. В итоге такие переплаты накапливаются и обнаруживаются слишком поздно, когда сроки на их возврат прошли.
6. В учете проводятся не все документы
Например, бухгалтеру нужно сформировать декларацию по НДС. Ленивый или недобросовестный сотрудник внесет в программу только счета-фактуры. Декларацию по налогу на прибыль он заполнит виртуальными цифрами, не имеющими к действительности никакого отношения, а на бухгалтерский баланс и вовсе забьет.
Как результат — налоги платятся в таком размере, чтобы у инспекции «не было вопросов». Такой бухгалтер регулярно получает зарплату, но лишь создает видимость работы. Удивительно, но это распространенное явление у приходящих бухгалтеров, равно как и неожиданное для предпринимателя исчезновение такого сотрудника (а если он еще и работал из дома — то со всеми документами, бухгалтерской базой и отчетностью).
Чтобы привести всё в порядок, потребуется восстановление учета. Процедура достаточно дорогостоящая и не самая простая, а по итогу собственник еще и узнает, что налоги либо существенно переплачены, либо недоплачены.
Комментарии
(0)