Немало водителей воспринимает свою машину как кузов на колесах, который приводится в движение посредством магии. Да, там под капотом есть двигатель, аккумулятор и другие важные штуки, но разбираться в них не нужно, ведь есть автосервис. Такие водители не в курсе, что многих проблем и дорогостоящих поездок на СТО можно было бы избежать, если бы они перед каждой поездкой по крайней мере длительной, проверяли несколько узлов автомобиля.
Чтобы избежать внезапных поломок, на которые уходит большая часть зарплаты, и быть уверенным, что машина не заглохнет на полпути к работе, стоит проверять следующие части автомобиля перед каждой поездкой.
1. Шланги и ремни
Если заглянуть под капот и под днище, ты увидишь множество разных шлангов, которые идут от двигателя к расположенным рядом узлам, а от них к подвеске, колесам и другим комплектующим. В старых автомобилях эти шланги сделаны из резины, в новых они изготовлены из пластика или той же резины, но помещенной в тканевые или стальные кожухи. Но даже если твоему автомобилю чуть больше года, стоит перед каждой поездкой заглядывать под капот и бегло осматривать шланги на предмет потеков или явно видимых отверстий и переломов.
То же самое касается ремня ГРМ и других ремней, которые при обрыве могут превратить двигатель в груду железа, и тогда автомобиль на эвакуаторе отправится на капиталку мотора или на его замену на контрактный за весьма солидные деньги.
Проверяя шланги и ремни, обращай внимание на трещины, выпуклости, потертости и блестящие пятна. Также смотри на степень натяжения, особенно ремня ГРМ. Если он провис или стал мягким — нужно срочно его заменить. Помни, что цена шлангов копеечная, а вот ущерб от их перелома или перфорации может встать в несколько десятков тысяч рублей. Особенно тщательно следует проверять шланги в периоды, когда за оттепелями следуют заморозки.
2. Жидкости в подкапотном пространстве
Осмотрев целостность шлангов и ремней, проверь уровень машинного масла, тормозной и трансмиссионной жидкостей, антифриза, бачка гидроусилителя руля и стеклоомывателя. Все это займет у тебя пару минут и не только обезопасит от поломки, но и даже может спасти твою жизнь. Как минимум нужно оценивать уровень масла в двигателе и жидкости в гидроусилителе, чтобы на высокой скорости у тебя не отказал руль.
Предостерегаем тебя от попыток проверить уровень жидкостей после долгой работы двигателя, особенно антифриза. Бачок с охлаждающей жидкостью в этот момент может находиться под давлением и при открывании крышки выстрелить жидкостью или паром в лицо. Поэтому проверять бачки нужно еще до того, как ты завел двигатель.
Даже если ты не разбираешься в том, где что находится, проверить уровень жидкостей будет несложно благодаря понятным рисункам на каждой крышке. Всегда вози с собой небольшую бутылку моторного масла и стекломоя. Если снизился уровень антифриза, можно долить немного дистиллированной воды, но только в летний период.
3. Шины и тормозные колодки
Далее, после того, как беглый обзор подкапотного пространства не вызвал вопросов, нужно проверит шины. Осмотри их на предмет повреждений, оцени рисунок протектора. Затем проверь визуально, не спущены ли колеса. Неправильное давление в шинах и стершийся рисунок протектора не только повышают расход топлива, но и ухудшают сцепление с дорогой, из-за чего ты можешь потерять управление, особенно в начале дождя и на обледенелой дороге даже со стабилизатором поперечной устойчивости и другими новыми функциями.
После этого осмотри колодки. Вряд ли ты увидишь многое без снятия колеса, но визуально с помощью фонарика можно заметить, если они сильно истончились. Также проверь колодки на предмет борозд: глубокие царапины говорят о том, что тебе стоит побыстрее заехать на СТО.
4. Фары, поворотники и дворники
На дорогах можно увидеть немало машин, которые едут через туман с одной работающей фарой, а при торможении у них не включаются стоп-сигналы и не функционирует повторитель. Будет не очень приятно выехать с парковки и понять, что автомобиль дает слишком мало света, чтобы различить даже объекты вблизи.
Поэтому после того, как ты завел двигатель, поочередно включи поворотники, аварийную сигнализацию, ближний и дальний свет. В отражении позади стоящего автомобиля можно увидеть работу стоп-сигналов и повторителя, если нажимать и отпускать тормоз. Затем проверь работу дворников.
Всегда вози с собой запасные лампочки в бардачке. Не забывай менять дворники хотя бы раз в год, чтобы они обеспечивали наилучший обзор во время сильного дождя или снегопада.
5. Руль, педали и сидение
Согласно ПДД, люфт рулевого колеса не должен превышать 10 градусов для легковых автомобилей. То есть если при повороте руля влево или вправо на более чем 10 градусов колеса не сдвигаются с места — ехать нельзя. В противном случае в опасной ситуации ты не сможешь резко увильнуть от, к примеру, выбежавшего на трассу дикого животного или справиться с заносом на влажном асфальте. Следом нужно проверить педали на плавность хода и, что еще важнее, на предметы, попавшие под них. Даже небольшой камешек, попавший под педаль тормоза, может привести к невозможности вовремя остановиться.
Также стоит проверять сидение, особенно если ты ездишь на этой машине, к примеру, со своей девушкой. Она может придвинуть кресло немного ближе, опустить спинку, выдвинуть руль вперед и так далее. Заранее настрой все под себя.
6. Ремни безопасности
Финальная проверка касается элемента, который многие игнорируют, предпочитая не пристегиваться. Мы не будем в который раз говорить, что ремни спасают жизни, оставляем это на совести других водителей, все же это их здоровье и жизнь. Ты же как сознательный человек пристегиваешься и чувствуешь себя в безопасности.
Однако каким бы надежным ни был ремень, стоит проверять его перед каждой поездкой на предмет ослабления натяжения, разрыва ткани и на то, как надежно он крепится в пазах. Если ремень ослаб, его необходимо натянуть в мастерской или заменить на новый.