В игровой индустрии есть такие франшизы, которые, кажется, были всегда и навсегда останутся. История же говорит, что скатиться и даже навсегда исчезнуть из индустрии может любая франшиза. Пример тому Sonic, который, когда-то казался вечным, но что с ним сейчас? Появляется в роли одного из персонажей во второсортных играх. А «Принц Персии»? Это же была революционная игра — её портировали на все компьютеры и приставки. Серия довольно успешно перешла в 3D, но сейчас она не существует — её вытеснил Assassin’s Creed, имевший большую вариативность. Ubisoft, выпускающая обе франшизы, просто не нуждалась во внутренней конкуренции.
Некогда знатных, но пришедших в упадок игр много, и нужно выделить какие-то характеристики, чтобы серия игр могла считаться вселенной. Мы предлагаем такие критерии:
— серия должна иметь три или больше частей;
— игры серии должны формировать целостную картину через игровую механику, дизайн, сюжет или персонажей;
— тайтл должен иметь действительно громкое имя.
1. Double Dragon
История про братьев Билли и Джимми. Игрок выбирал одного из них и отправлялся бить морды бесчисленным врагам. Double Dragon выгодно отличался от остальных игр жанра наличием сюжета. Под сюжетом подразумевается несколько строк текста в конце каждого уровня, и эти несколько строк действительно влияли на восприятие игры. Кроме этого, в оригинальной игре для аркадных автоматов была хорошая графика. Домашние консоли до 6-го поколения сильно уступали технологически компьютерам и игровым автоматам.
Когда-то Double Dragon был таким же громким названием, как Mortal Kombat, Street Fighter или Contra. Это, наверное, первая игра, по которой был снят хороший фильм. Во всяком случае, он точно был лучше экранизации «Смертельной схватки» и «Уличного бойца». Пятая и последняя часть серии вышла аж в 1994-м — это был посредственный файтинг, отметившийся на Sega, Nintendo и Atari.
2. Silent Hill
Тот самый случай, когда игра скатилась. Первая часть вышла на PlayStation 1 и сразу обрела легендарный статус. Это было нечто очень необычное — чего стоило одно начало игры! Игрок оказывался в каких-то подворотнях с кишками, накрученными на колючую проволоку. Звучала нагнетающая музыка, и из темноты лезли какие-то странные создания. Игрок ещё не успел разобраться с управлением, а уже нужно убегать — в темноте и с непривычным углом обзора. В итоге существа настигали и убивали. В этот момент персонаж просыпался в кафе, и начиналась реальная игра.
Игра получилась эпичная, и уже на следующем поколении консолей вышло целых 6 частей. Началась конвейерная сборка. Естественно, это сказалось на качестве. Кризис наступил в конце нулевых, когда игра утратила характерные черты, превратившись в обычный экшен. С момента выхода последней части серии прошло уже 7 лет, а намеченная на 2015 год Silent Hills отменена. Konami уволили Хидэо Кодзиму (тот, который гений) — в проекте он числился геймдизайнером.
Сам Кодзима знаменит в первую очередь по вселенной Metal Gear Solid, и он подтвердил, что работа по этому проекту продолжится. Однако о продолжении Silent Hills больше ничего не слышно.
3. Pitfall
Серию игр Pitfall нельзя назвать целостной вселенной, ведь это простые аркады без особого сюжета. Тем не менее не вспомнить о таком тайтле тоже нельзя. Первая игра появилась в 1982-м на приставке Atari 2600; к нам попала в начале 90-х на приставке, называющейся «Рембо». Суровые пираты из 90-х продали клон устаревшей приставки, называя его «Рембо». Этот персонаж был изображён даже на коробке.
В общем, Pitfall был одним из суперхитов своего времени — серия продолжала жить даже после краха Atari. Она появлялась на консолях каждого поколения вплоть до PlayStation 2 в 2004 году. Все игры серии не были шедеврами, но оказали влияние на индустрию. Pitfall: The Mayan Adventure для Sega Genesis кроме отличной графики имела и один из лучших дизайнов обложки для картриджа.
7 игровых консолей, о которых ты никогда не слышал
4. The House of the Dead
«Дом мёртвых» — один из самых знаменитых и популярных тиров в истории игровой индустрии. Ты мог застать его в игровых клубах в первой половине нулевых. Механика проста, как и в любом тире: игрок управляет прицелом и отстреливает врагов. Фишка была как раз в этих врагах и сеттинге. Изо всех углов лезли какие-то скелеты, зомби, мутанты. События происходили очень быстро, всюду кровища и оторванные конечности. Одним словом, Sega.
Будучи отличным тиром, «Дом мёртвых» имел ещё и сюжетную линию, множество кат-сцен и даже подобие нелинейности. Это был реально сильный сеговский эксклюзив, но сама Sega ушла с рынка игровых консолей, а время тиров закончилось. По игре снято две части трешовых фильмов.
The House of the Dead 4 вышла в 2005-м и стала последней номерной частью. С тех пор игра несколько раз появлялась на аркадных автоматах, но за пределы Японии не выходила.
5. Earthworm Jim
Игра про червяка Джима мгновенно вознеслась на игровой олимп и так же стремительно с него упала. Вселенная Earthworm Jim была неплохо проработанной ещё первыми двумя частями, которые вышли на 16-битных приставках. Такую графику и таких классных персонажей нечасто можно было встретить. «Червяк Джим» технически был платформером — ниша давно занятая всевозможными «Сониками» и играми по диснеевским мультфильмам. Но в том-то и дело: мир Earthworm Jim и персонажи игры ничем не уступали любимым персонажам из мультфильмов. Доказательство тому мультсериал: две сезона вышли, сюжет оказался никакущим, но персонажи смотрелись интересно.
В этом, похоже, и была главная проблема: сюжет имелся в каждой отдельной части игры, но он не формировал целостной картины мира. К тому же третья часть пала жертвой раннего 3D. Много славных тайтлов полегло во время перехода из 16-битной в 32-битную эру! Консоли нового поколения вполне могли работать с 3D-играми, но этого ещё не могли программисты. В итоге легендарные игры превращались в настоящий треш. Сразу на ум приходит «Контра»: она ведь никогда так и не вернула своих позиций после первого неудачного перехода в трёхмерное пространство.