5 советов, которые помогут сделать твой бизнес эффективней

в избранное
Когда делаешь бизнес, важно использовать всё, чтобы он стал успешным. Тогда он приносит так много, что хватает и на открытие новых филиалов, и на модернизацию оборудования, и на з/п сотрудникам, и на виллу на Бали. Мы составили список советов, которые помогут успешно вести дела.

1. Всегда думать об удобстве клиента

Например, личный кабинет на сайте, даже если это простая виртуальная комната с календарём, в котором отмечены посещения и другая инфа, должен быть удобными. Не всегда с этим можно угадать, даже если использовать юзабилити-тест; найдётся клиент, которому что-то не понравится. Эффективный приём — дать возможность изменять личный кабинет под себя: планировать записи, переносить на любое время, отменять их.

Регистрацию на сайте клиенты обычно пропускают, особенно если это не нужно, чтобы купить что-то или записаться на приём. И происходит это из-за «пользовательской лени». Поэтому лучше, если регистрации на сайте вообще нет, а клиент получает личный кабинет с одноразовым паролем, который он заменяет собственным при входе. Это кажется мелочью, но на деле выглядит привлекательно.

Клиенты могут создавать, перепланировать и отменять записи через свой удобный личный кабинет. Необходимость регистрации учетной записи с паролем может быть необязательной или отключена совсем. Так, например, делают в Booktime.me.

Когда клиент готов заплатить, ему нужно дать это сделать. И снова речь об удобстве и понятности. В идеале ему не нужно даже думать, что делать, чтобы перевести деньги тебе, — он просто заходит на страницу оплаты и интуитивно понимает, что делать. Поэтому подключай онлайн-оплату с помощью PayPal или Stripe.

2. Создавать продукты и услуги, которых нет на рынке

Хочешь стать монополистом в нише — дай клиентам то, что есть только у тебя. Это не значит, что не нужно иметь обычные товары, распространенные везде. Но необходимо придумывать новое — иначе конкуренты просто обойдут, и клиенты твоей компании уйдут к ним.

Новые продукты и услуги — производные компаний, у которых есть миссия. Увеличить популяцию оранжевых жаб в Амазонии, доставлять товар клиенту в любой точке Земли за час — всё, что угодно. Главное — высокая цель, основанная не только на зарабатывании денег. Это может быть создание в своей сфере чего-то глобального, что ранее не существовало и что полезно всем людям. Например, Uber сделал удобным вызов такси — больше не нужно стоят у дороги и ловить машину. Илон Маск создал удобный в эксплуатации электрокар. Крупный бизнес — это не только деньги.

3. Использовать опыт и принципы успешных компаний и бизнесменов

Например, использовать технику «Пять почему» компании «Тойота» для выявления истинных причинно-следственных связей. Основатели компании «Тойота» применяют этот принцип для сокращения издержек и повышения производительности. Работает это так: обнаруживаешь проблему в компании, например, упала эффективность работы отдела. Задаёшь вопрос «Почему?» — и получаешь ответ «Высокий темп работы». Снова «Почему?» — ответ «Больший объём работы, чем до возникновения проблемы». «Почему?» — «Не хватает сотрудников». «Почему?» — «Отдел кадров принимает мало новых сотрудников». «Почему?» — «Объявления привлекают не ту аудиторию». Таким образом, раскрыта причина проблемы. Ответив на 5 «почему», ты не только узнаёшь первопричину, но и понимаешь, что нужно сделать, чтобы решить её.

В мире достаточно компаний, которым перевалило за сотню. Они работают не как все, оптимизируют и придумывают новые способы и инструменты. Прочти книгу Ари де Гиуса «Живая компания», в которой он проанализировал все компании-долгожители и выяснил, как они преодолели век и не исчезли.

Этот пункт в нашем списке предполагает постоянное обучение. Оно важно, потому что рынок меняется и меняются инструменты продаж, рекламы, продвижения товаров, управления компанией. Всё это нужно знать и применять, иначе другие организации обойдут тебя. «Живая компания», «Дао Тойоты», «Антихрупкость» — книги, которые научат по-другому мыслить и более успешно вести бизнес. Они неспроста бестселлеры.

4. Устанавливать дедлайн для задач, к которым его можно применить

Время — ресурс, который невозможно восстановить. Поэтому чем быстрее (без ущерба качеству) дело сделано, тем лучше. Дедлайн необходим и неизбежен, потому что соответствует критерию технологии S.M.A.R.T «Конкретность» и аксиоме «Цель/задача, имеющая чёткие сроки, достигается быстрее, чем не имеющая их».

Естественно, здравый смысл не следует отвергать — для выполнения задачи нужно выделять столько времени, чтобы хватило для осуществления. В идеале задача, чтобы её выполнили, должна иметь начальную дату и дату завершения, план (если она крупная и состоит из более чем трёх этапов), точное количество часов для выполнения — кита эффективнее есть по кусочкам.

5. Собирать отзывы клиентов

В 2008 году отзывам в интернете верили, и никому не приходила в голову мысль, что их можно подделывать. Сейчас отзывы легко написать на заказ — любой копирайтер сделает это за пару минут. Бизнесмены размещают заказные отзывы на сайтах и удивляются, почему люди ничего не покупают. Люди, которые посещают твои интернет-магазины и сайты, легко замечают фальшь и, поняв, что их обманывают, не только перестают покупать, но и друзьям и родственникам рассказывают. Об этом хорошо поведал Энди Серновиц в своей книге «Сарафанный маркетинг».

Люди — существа социальные, поэтому для нас так важно сарафанное радио. Отзывы на сайте — его часть. Но только если они «живые», то есть написанные искренне. Это всегда чувствуется, и это не подделать. У бизнесменов же очень часто есть опьянённость своим делом: они считают его самым лучшим, гениальным, нужным, полезным и вообще чуть ли не покрытым золотом. И из-за этого теряют деньги.

Не иди этой дорогой, а давай клиентам оставлять отзывы и делиться ими с другими людьми. Пусть они будут с ошибками, но будут искренними и естественными. Например, такой сбор отзывов, на который тебе не нужно тратить время, можно организовать с сервисом Booktime — занимайся другими делами, пока он собирает отзывы и увеличивает репутацию твоего бизнеса.

Узнать подробнее→