Толпа — это неорганизованная масса, имеющая общий на всех низкий интеллект. Это не значит, что люди, находящиеся в толпе, сплошь умственно неполноценные, нет. Речь о том, что, оказавшись в толпе, ты как бы теряешь свою индивидуальность и разумом сливаешься с этой массой.
Чем больше людей в толпе, тем легче ими манипулировать. Даже совершенно глупые решения могут звучать как вполне адекватные мысли, чувства притупляются, а эмоции, наоборот, распаляются. Именно поэтому и случаются странные, нелепые и трагические случаи, которые показывают, как легко манипулировать толпой.
1. Из-за пророчества погибли десятки тысяч людей
В середине 19 века большая часть Южной Африки находилась под властью британцев. Колонизаторы отличались жестокостью и не считали местное население даже людьми второго сорта, а, скорее, относились к ним, как к животным. Это давило на гордость местных племен, но они ничего не могли поделать, ведь британцы были хорошо вооружены и дисциплинированы, а у местных были только копья и луки.
В 1856 году пророчица из народа коса сказала, что к ней явились духи предков, которые поделились благой вестью: духи унесут угнетателей в море, если народ коса убьет весь свой скот и уничтожит все посевы, а также все запасы пищи. Такая жертва была необходима, чтобы духи смогли действовать. Толпа послушалась этого нелепого указания и начала действовать с энтузиазмом.
Почти весь народ впал в безумие, уничтожая любую пищу на своем пути. Предполагалось, что духи исполнят свое обещание в начале следующего года, но этого не произошло. При этом из-за голода население народа сократилось с более чем 100 тысяч до 27 тысяч человек.
2. Из-за кампании по уничтожению вредителей погибли миллионы
В конце 50-х годов в Китае была провозглашена экономическая и политическая программа «Большой скачок», направленная на резкий подъем экономики и индустриализацию. Одним из ярких примеров непродуманности данной кампании стала широко известная история с воробьями.
Власти постановили, что в рамках кампании «Большой скачок» следует реализовать другую кампанию — «Четырех вредителей». Суть ее была в том, чтобы уничтожать комаров, переносчиков малярии, грызунов, несущих чуму, а также мух и воробьев. Последние питаются зерновыми и фруктами и поэтому были записаны во вредители.
Толпа восприняла этот призыв с высоким рвением и начала безжалостную охоту на воробьев. Помимо непосредственного уничтожения птиц, люди разрушали гнезда и разбивали яйца, а также убивали птенцов. В воробьев стреляли, в них бросали тяжелыми предметами, ловили сетями. Кроме того, при виде воробьев люди громко стучали металлическими предметами, чтобы не дать птицам сесть для отдыха. Из-за этого они буквально падали замертво от истощения.
По официальным данным, только в Пекине было уничтожено более трех миллионов воробьев. Последствия не заставили себя ждать, и в стране начался голод. Все дело в том, что воробьи являются одними из основных птиц, регулирующих популяцию вредителей. Когда воробьев стало слишком мало, вредители размножились настолько сильно, что пожрали почти весь урожай риса — основной питательной культуры китайцев. Начался голод, от которого погибло от 10 до 30 миллионов человек.
3. Тюльпаномания разорила многих людей
Тюльпаны были завезены в Европу из Османской империи в середине 16 века. Красота и элегантность этих цветов не оставили равнодушными никого, и очень быстро тюльпаны превратились в символ статуса. Позже, ближе к середине 17 века, в Нидерландах началась настоящая тюльпаномания.
Продавцы искусно манипулировали мнением толпы и разогревали ее интерес. Причем настолько, что луковицы тюльпанов были аналогом акций сегодняшних крупнейших корпораций, в которые все хотели вложиться. Дошло до того, что в 1636 году одну луковицу обменивали на тонну масла, 500 килограммов сыра или на 12 овец. В некоторых случаях за один тюльпан могли заплатить в десять раз больше того, что получал за год квалифицированный мастер. Толпа, не разбираясь, зачем им эти тюльпаны и какой от них толк, скупала луковицы так, будто их больше не будут производить.
В итоге к началу 1637 года первый в мире спекулятивный пузырь лопнул, и тюльпаны быстро обесценились, оставив «инвесторов» ни с чем.
4. Тысячи людей массово травили семью невиновного человека
13 апреля 2013 года на Бостонском марафоне прогремел взрыв, в результате чего погибло трое человек, а 282 были ранены. В интернете тут же начала нарастать активность с целью идентифицировать террористов. На следующий день после взрывов на форуме Reddit была создана тема с целью объединить информацию о событиях и установить виновных. Вскоре к ней присоединилось уже более 3 тысяч человек.
После того, как ФБР опубликовало фотографии подозреваемых, на одной из них пользователи узнали члена их форума по имени Сунил Трипати. Тот пропал без вести в марте того же года, за месяц до теракта и, как посчитали пользователи, таким образом готовился к атаке на мирных жителей. Без каких-либо доказательств пользователи Reddit начали выкладывать личные данные Сунила, а модераторы на это не реагировали.
В результате началась травля семьи Трипати, которая получала гневные письма от сотен людей в социальных сетях. Чуть позже Трипати назвали основным подозреваемым и в СМИ, из-за чего травля семьи парня усилилась, и толпа буквально рвала и метала, желая разобраться над родственниками террориста.
23 апреля, уже после официальной идентификации настоящих преступников, Сунил Трипати был найден мертвым в реке. Экспертиза показала, что причиной смерти являлось сведение счетов с жизнью.
5. Страх перед коронавирусом привел к небывалым продажам туалетной бумаги
Это относительно свежая история, которая произошла в марте 2020 года, когда пандемия коронавируса только начала набирать обороты. Примерно с февраля люди в западных странах начали понемногу закупаться туалетной бумагой. Видя повышение спроса, магазины начали подогревать интерес, говоря о том, что запасы туалетной бумаги иссякают из-за нарушения логистики, вызванного перекрытием границ.
В этот момент начала нарастать настоящая истерия. Люди стали скупать туалетную бумагу по десятку пачек, считая, что полный локдаун будет настолько длинным, что необходимо затариться по максимуму. Возникла цепная реакция, и люди, без преувеличения, дрались за лишнюю упаковку туалетной бумаги, а многие магазины не делали ничего, чтобы предотвратить панику, а иногда и вовсе провоцировали скупать все товары.
Как итог, миллионы людей запаслись туалетной бумагой на несколько лет вперед, забивая ей шкафы, подвалы, а иногда и целые комнаты.