По статистике ГИБДД, в 2021 году в России произошли 133 тысячи автомобильных аварий, в которых погибло около 15 тысяч человек. В основном смертельные случаи ДТП связаны с незнанием правил дорожного движения, сознательным их нарушением или с банальной невнимательностью.
Но даже если соблюдать ПДД и ездить аккуратно, никто не застрахован от других, менее осторожных водителей и случайностей. Поэтому нужно всегда быть готовым хотя бы к следующим опасным ситуациям.
1. Догоняющий или мчащийся навстречу грузовик без тормозов
У многих водителей возникала такая неприятная ситуация, когда, двигаясь по трассе, особенно в холмистой и горной местности, они замечали, как позади мчится фура и почему-то не хочет сбавлять скорость. Кажется, что водитель просто забыл правила дорожного движения и едет, как хочет, нарушая скоростной режим. Но на деле все может быть куда опаснее, и, возможно, в тот момент водитель фуры всеми силами пытается остановить машину, но у него не получается.
Дело в том, что многие дальнобойщики используют технику наката, когда на спусках глушится двигатель, и машина двигается по инерции. Это якобы экономит топливо, хотя от такого метода она составит крайне незначительную сумму. Помимо сомнительной выгоды движение накатом приводит к неправильной работе тормозов и риску их разрушения при попытке затормозить, особенно если по инерции фура набрала высокую скорость.
Но в чем опасность для обычного водителя, который едет впереди фуры? В том, что машина весом в десятки тонн может догнать и просто смять легковой автомобиль или выбросить его с трассы. Едущие позади так же в опасности из-за риска схватывания тормозов и потери устойчивости грузовой машины, которая станет жестким препятствием на пути.
Поэтому если ты видишь, как тебя очень быстро догоняет фура и явно не планирует тормозить, если есть возможность, сместись в сторону от нее без выезда на встречную полосу, например, на обочину. То же самое касается и быстро движущейся навстречу и не мешающей траектории фуры, выехавшей на твою полосу.
2. Попадание на «черный» лед и аквапланирование
Обычно лед либо прозрачный, либо с синеватым оттенком. Кроме того, он имеет узнаваемый блеск, позволяющий определить, что впереди имеется опасность, которую лучше объехать. Но есть и другой, крайне опасный вид льда — черный. На самом деле он не черный, а тоже прозрачный, но замерзший прямо поверх асфальта. Также есть лед, который смешивается с грязью и тоже становится похожим на дорожное покрытие.
Опасность такого льда в том, что водителю кажется, будто сейчас он едет по асфальту с хорошим сцеплением и поэтому при разгоне, торможении, перестроении и других маневрах действует исходя из этого допущения. Однако вместо этого он оказывается на скользкой поверхности и даже при малейшем повороте руля попадает в неконтролируемый занос с риском вылететь на встречную полосу или на обочину.
Чтобы избежать этого, когда температура на улице ниже нуля, ты должен по умолчанию воспринимать любые темные объекты на дороге как лед и двигаться аккуратнее, чем на асфальте, по крайней мере за городом. На всякий случай напоминаем, как нужно действовать при заносе на разных приводах согласно ПДД:
— на заднем нужно отпустить педаль газа и повернуть руль в сторону заноса;
— на переднем нужно, наоборот, не отпускать педаль газа и, более того, постепенно повышать обороты, а также повернуть руль в сторону заноса;
— на полном приводе срыв в скольжение резкий, поэтому нужно работать газом плавно.
Что касается аквапланирования, то это потеря сцепления с дорогой по причине возникновения между асфальтом и шиной тонкой прослойки воды. Из-за этого трение снижается до минимума, и автомобиль будто скользит на льду. Отметим, что аквапланирование возникает только на высокой скорости, и его можно избежать, если ехать медленно, по крайней мере в первые минуты после начала дождя и по влажным поверхностям. Если же автомобиль вошел в аквапланирование, не делай резких движений. Лучше всего тормозить двигателем без изменения положения руля. В ситуации, когда машина «поплыла», необходимо отпустить газ и не совершать резких движений, дожидаясь, когда автомобиль замедлится и вернется сцепление с дорогой.
3. Выбежавшее на дорогу животное
Не все люди в нашей стране живут в мегаполисах и даже в городах. Многие вынуждены ездить на работу по трассам, на которые регулярно выходят дикие и домашние животные вроде лосей, коров и так далее. Столкновение с животным может быть опаснее, чем въезд в столб или в другой неподвижный объект из-за того, что у него имеются выступающие части. Кроме того, сложно предугадать дальнейшие действия животного, которое может как застопориться на месте, так и побежать в сторону твоего поворота.
Многие водители, пытавшиеся на скорости объехать крупное животное, делали только хуже, ведь оно инстинктивно дергалось как раз в ту же сторону и бросалось под колеса. Поэтому если ты видишь на дороге крупное животное, сохраняй прямую траекторию, если понимаешь, что успеешь затормозить. А лучше тормози заранее и не двигайся по ночной трассе без дальнего света.
Кстати, многие не воспринимают мелких животных как угрозу, а зря. Та же выбежавшая на дорогу белка или собака могут быть даже опаснее, чем крупный рогатый скот. Видя такое животное на дороге, водитель пытается его объехать и по причине резкого маневра либо срывается в кювет, либо вылетает на встречную полосу. Как бы цинично это ни звучало, но лучше раздавить ту же собаку, чем рисковать попасть в смертельное ДТП.
4. Плохо закрепленный груз
В интернете есть немало страшных видео, где с машины слетает плохо закрепленный груз и попадает в автомобиль, двигающий сзади или по встречной полосе по причине завихрений. И ладно, если это будет коробка с чем-то легким, которую просто унесет ветром. Другое дело — если это матрас, который врезается в машину и закрывает лобовое стекло.
Опаснее всего грузовые автомобили, которые перевозят, к примеру, кирпичи или щебень. Если захочешь, можешь найти много записей с видеорегистраторов, где в лобовое стекло прилетает камень или что-то другое, обладающее большим весом, и убивает водителя или пассажира. Поэтому если ты видишь, что впереди движется грузовик, наполненный кирпичами, камнями, бревнами или чем-то подобным, не приближайся к нему на расстояние менее 20 метров, по крайней мере на трассе. Даже если груз выглядит надежно закрепленным, не рискуй и вспоминай, что случилось с полицейским в «Пункте назначения-2».
При этом нужно подумать и о других водителях. Видишь, что из кузова грузовика высыпаются крупные камни или что бревна даже при легкой тряске подозрительно подпрыгивают — звони на горячую линию ГИБДД и назови номер автомобиля, чтобы его остановили на ближайшем посту ДПС и потребовали закрепить груз. Разумеется, звонить нужно по громкой связи или с использованием наушников.
5. Хаотично двигающиеся машины
В большинстве случаев причиной ДТП становятся неадекватные действия одного или нескольких участников дорожного движения. Это может быть как человек, который просто любит полихачить, так и находящийся под воздействием различных стимуляторов вроде алкоголя и запрещенных веществ. Немало аварий происходит и по причинам, не связанным с осознанным опасным вождением или употреблением веществ. Так, например, к хаотичному движению могут привести недостаток сна, инсульт и другие причины.
Многие водители поплатились за неосмотрительность своим здоровьем и жизнью, не принимая эту угрозу всерьез. Любая попытка обогнать или «поучить» таких хаотичных водителей может привести к неадекватной реакции.
Поэтому если ты видишь, что кто-то действует странно, например, петляет из стороны в сторону или мчится на огромной скорости, стоит позвонить в ГИБДД и описать ситуацию, а сам держись от такого водителя как можно дальше. В городе нарушителя быстро задержит ближайшая машина ДПС. Если же автомобиль двигается медленно и видно, что человек за рулем находится без сознания и есть риск его наезда на пешеходов, можно попытаться остановить машину, открыв дверь и заглушив двигатель. Но проделывать такое можно только в экстренных ситуациях, ведь водитель может находиться в неадекватном состоянии и нанести тебе вред.
Комментарии
(0)