1. Игнорирование тренда на цифровизацию
По меткому выражению главы международной корпорации Northern Telecom Давида Вайса, в будущем будет два вида компаний — быстрые и мертвые. Цифровые технологии позволяют фирме быть гибкой и мгновенно реагировать на клиентские запросы, трансформироваться под ситуацию.
И это очевидно показала пандемия на примере консервативной отрасли общественного питания. Кафе и рестораны очень быстро освоили онлайн-заказы, провели апгрейд сайтов для реальной работы с посетителями, стали оказывать услуги по доставке еды курьерами.
Перераспределились расходы на рекламу с классических каналов типа радио, ТВ, баннеров, раздачи флаеров на коллаборации с блогерами. Активно используются мессенджеры и создаются корпоративные аккаунты в соцсетях.
Сайт из символического придатка к кафе стал полноценным каналом продаж, дистанционной презентацией. Изменились требования владельцев бизнеса к ресурсу: теперь наличие виджетов и адаптивный дизайн стали обязательными условиями для разработчиков.
Своя страница в Instagram, стримы по приготовлению фирменных блюд, вебинары и дистанционные мастер-классы, ежедневные посты в блоге позволяют увеличить посещаемость сайта заведения, а сумма среднего чека может вырасти на 30-40%.
Специалисты компании «НЕКСТ» выявили тот факт, что более 60% расчетов с клиентами происходит в безналичной форме и объем таких платежей только растет. Это позволяет соблюдать социальную дистанцию, экономит время оплаты и исключает человеческий фактор при расчетах, а также позволяет сохранять заказы в условиях пандемии на уровне предковидного периода с помощью курьерской доставки.
Вкусно поесть в любимом кафе хочется каждому, даже если оно сменило интерьер и стало кухней в твоей квартире. А удобный формат подключения эквайринга без визита в банк, рассрочка при заключении договора и широкий диапазон процентных ставок за обслуживание (от 0,4%) делает такую услугу доступной для бизнеса любого масштаба.
Узнать о компании НЕКСТ: Оператор Платежных Услуг подробнее
2. Отсутствие финансовой грамотности
Классная идея важна для создания своего дела. Но она — только верхушка айсберга под названием «развитие бизнеса». Незнание основ финансового учета равносильно ходьбе по канату без страховки. Владелец бизнеса, который не вникает в тонкости бухучета или налогообложения, рискует попрощаться с начинанием в первый же год работы.
Полагаться в этих вопросах только на бухгалтера — порочная практика. В конце концов, он наемный сотрудник по работе с документами, которые отражают хозяйственную деятельность для контролирующих органов, не более. А вот знание фактической ситуации компании возможно только при помощи управленческого учета. К нему трудно подходить без нужного уровня финансовой грамотности.
Например, открытие транспортной компании связано со знанием специфики формирования конечной стоимости за свои услуги. Допустим, начинающий предприниматель в Москве видит заказ на перевозку 20 тонн груза на Сахалин, и круглая сумма в 300 000 рублей выглядит привлекательно. Однако это уже путь к банкротству. Новичок думает, что от цены контракта нужно будет отнять стоимость ГСМ и питания для водителя. Остальное — это прибыль. Однако все не так просто.
В поверхностных расчетах не учитываются возможные поломки в пути и расходы на СТО, разная стоимость на ГСМ в различных регионах России — чем восточнее, тем дороже, а также факт, что с материка на остров можно попасть только на пароме. К примеру, его услуги в 2017 году только в одну сторону стоили 50 000 рублей, сейчас дороже. Прибыль от заключенного договора в итоге стремится к нулю. А с учетом того, что рейс в обратную сторону также требует хоть какого-то заказа, чтобы отбить расходы на ГСМ, становится совсем грустно, ведь с Сахалина на материк везти практически нечего.
Не забываем и о сопутствующих расходах на банковское обслуживание, которое также стоит денег. Кажется, что величина таких платежей незначительна, но они могут стать именно той соломинкой, которая переломит хребет верблюду. Чтобы избежать таких неожиданностей, специалисты «НЕКСТ» предлагают услуги эквайринга Топ-10 банков России на действительно выгодных условиях, а линейка POS-терминалов британской компании Tactilion позволяет выбрать модель, исходя из функциональности и стоимости.
Узнать о POS-терминалах «НЕКСТ» подробнее
3. Слепое копирование модели конкурентов
Простой выход — взять уже существующую схему бизнеса и масштабировать ее под свои цели. Однако стопроцентное копирование не работает. Иначе в каждом городе была бы своя «силиконовая долина», а любой гараж становился бы стартовой площадкой для последователей Стива Джобса.
Наглядный пример: в 2014 году Google поглотила за 3,2 миллиарда долларов компанию Nest, которая произвела фурор в области Internet of Things одноименным термостатом для обогрева помещений. Стильный дизайн и интеллектуальный блок сделал флагманский гаджет хитом продаж Amazon, сетей BestBuy и фирменных магазинов Apple.
Тут же нашлись российские энтузиасты, которые предложили схемы термостата лучше и круче, чем у американцев. Даже комплектующие можно было бы заказать в Китае, чтобы сэкономить на производстве. Никто из стартаперов не смог понять, что уникальный взлет продаж термостата Nest связан прежде всего с отсутствием в США системы центрального отопления в большей части домохозяйств.
Именно идеальный для США расчет энергоэффективного потребления электричества позволил получить сверхприбыль, а не дизайн или крутая схема. И американская модель в условиях России не сработала. Во-первых, наличие центрального отопления свело на нет все усилия первопроходцев. А во-вторых, даже если брать в расчет узкий сектор частных домов, то наша страна — это 2% от мирового населения и около 1,2% от мирового ВВП. Как видишь, оснований для энтузиазма нет.
С этим согласны и специалисты «НЕКСТ». Среди кейсов компании были примеры неудачного клонирования бизнеса у других фирм. Например, игнорирование терминалов безналичной оплаты, потому что многие бизнесмены посчитали их бесполезными и излишней тратой денег на комиссию по эквайрингу.
Однако в подобном случае клиентами таких фирм являются преимущественно молодые люди, которые чаще всего при оплате используют смартфоны, оставшуюся часть клиентов составляет более возрастное поколение, которое активно использует кредитные карты. Данный пример ведения бизнеса с оплатой наличными или переводом на карту был неудобным и устаревшим, что и привело к убыткам.
4. Незнание приемов против мошенничества
Махинации на кассе с наличностью приводят к колоссальным убыткам начинающего бизнесмена. Среди классических приемов — отмена или только частичное пробитие чека. Наличку-то кассир получит, а вот прихода по кассе не будет.
Или так называемый «непогашенный» чек, оставшийся от предыдущего покупателя, который кассир может передать сообщнику. Злоумышленник набирает товар ровно по чеку и проходит через «свою» кассу.
Популярен и метод фиксации лишнего товара в чеке, когда пробивается «лишний» товар в длинном списке. За счет невнимательности покупатель оплачивает виртуальный товар, который потом спокойно выносит сообщник или сам кассир.
Также легко поменять штрих-код на дорогом товаре на более бюджетный, разница в стоимости идет в карман махинаторам. Довольно часто вы слышите в месте приема оплаты за товар или услугу фразу: «А можете ли вы сделать перевод?», что на первый взгляд является безобидным действием с учетом появления на рынке нового продукта СБП, который позволяет без комиссии совершать переводы даже между картами разных банков. Но многие покупатели не знают о том, что перевод за товар или услугу является грубейшим нарушением со стороны бизнеса и потенциальным риском попасть в стоп-листы физическому лицу, так как переводы за товары и услуги в РФ запрещены.
Все операции такого плана должны быть фискализированы и отражены в кассовом чеке, будь это наличный расчет или безналичная оплата по карте. Поэтому прежде чем делать такой перевод, стоит несколько раз подумать о том, чем это вам грозит. Такой перевод для физического лица потенциально является запретом на пользование банковскими продуктами или банковской картой, а для юридического лица — это штрафы свыше 300 000 рублей или даже закрытие действующей организации налоговыми органами. Это означает, что данное действие может привести к «медвежьей услуге» для бизнеса, да и сам владелец вряд ли знает, что его продавцы совершают такие действия на торгово-сервисной точке.
Отдельно стоит выделить оплату поддельными купюрами, которые даже специалист порой не способен отличить от оригинала, а также обман кассира при размене крупных купюр или человеческий фактор при выдаче сдачи. Однако безналичный расчет через эквайринг и POS-терминалы способны свести риски при расчетах за товар к минимуму.
Узнать об эквайринге «НЕКСТ» подробнее
5. Плохая обратная связь со своими клиентами
Клиент всегда прав: это основное правило для успешного развития бизнеса. На деле истина на стороне того, кто наладил обратную связь со своими клиентами. Те, кто игнорируют этот канал информации, обычно быстро идут ко дну.
Сервисы геолокации типа «Яндекс.Навигатор» или «Google Карты» содержат основную информацию о достоинствах и недостатках той или иной организации. Ее нередко изучают потенциальные клиенты.
В 2021 году все работы автоматизировались и многие компании перешли к роботизированным службам поддержки, к которым не всегда готов конечный клиент. Инновации – это хорошо, но их внедрение должно быть постепенным, а общение с клиентом должно производиться в удобной для него форме. Клиент должен общаться и давать обратную связь по продукту человеку, а не роботу.
Не обращая внимание на мнение клиентов, вы рискуете ухудшить качество продуктов и услуг. За этим наверняка последует деградация отдела продаж, усилится отток покупателей. Никому не нравится безразличие, и оно, в свою очередь, влияет на ваш бизнес. Характерным примером правильной реакции на критику является практика автопроизводителей, при которой они массово отзывают машины при обнаружении технических недостатков. Репутация дороже, чем издержки на ремонт.
НЕКСТ: Оператор Платежных Услуг также советует бизнесменам прислушиваться к мнению клиентуры. Если в настоящее время подавляющему большинству покупателей удобно расплачиваться картой, не стоит идти против течения.
Условия работы с «НЕКСТ» следующие: компания предоставляет рассрочку до 4 месяцев при оплате POS-терминалов, дает возможность выбрать удобный банк и установить процентную ставку за обслуживание в зависимости от отрасли. Так как для компании очень важно выстраивать доверительные отношения с клиентом, помимо приятных финансовых условий они закрепляют за каждым клиентом, который у них обслуживается, персонального менеджера.