Философами мы называем людей, чьи идеи направлены на расширение границ мысли. Они задают вопросы, на которые нет ответов ни у кого в мире. Поэтому решение загадок приходится искать самостоятельно. Чаще всего это приводит к спорам о чем-то абстрактном, недоступном, да и не особо важном для большинства из нас. Однако иногда такие идеи превращались в настоящий кошмар, доводя лучших мыслителей до крайности.
1. Георг Кантор — иерархия бесконечности
Немецкий мыслитель Георг Кантор известен тягой к познанию бесконечности. Его философские и математические труды вызывали ожесточенные споры. Пиком карьеры можно считать «теорию множеств», выдвинутую в конце XIX века. Смысл заключался в том, что одни бесконечности больше других.
Идея бросала вызов традиционным представлениям о количестве. Концепция подкреплялась следующим аргументом: множество рациональных чисел бесконечно, но счетно, когда множество действительных чисел бесконечно несчетно. Таким образом, были выведены разные типы бесконечностей, что и позволило размышлять об их мощности или иерархии.
Такое положение противоречило интуиции и вызывало сопротивление со стороны академической науки. Многие видные математики того времени высмеивали Кантора, называя его шарлатаном. Вероятно, это сыграло не последнюю роль в дальнейших преобразованиях мыслителя. Нападки стали восприниматься как подтверждение богоизбранности. Он (Георг Кантор) был избран для раскрытия природы бесконечности. В личном дневнике математик сравнивал свои открытия с божественным откровением.
Знакомые отмечали, что последние годы Кантор находился в подвешенном состоянии, где все более редкие моменты ясности сменялись откровенно бредовыми мыслями. В математические формулы все чаще добавлялись бессвязные богословские рассуждения. Георг Кантор умер в психиатрической больнице, терзаемый размышлениями о бесконечности. Сегодня труды Кантора являются основой для многих разделов математики.
5 известных и неправильно понятых философских цитат
2. Джон Стюарт Милль — рационализация эмоций
Утилитарные взгляды Джона Стюарта Милля предполагали, что эмоции и сама мораль должны основываться на принципе блага для наибольшего числа людей. Меньшинством же предполагалось пренебречь. Вероятно, этому способствовало не вполне человеческое воспитание. Вместо привычного детства, наполненного играми и весельем, Милль ежедневно учил греческий язык, латынь, логику, историю и экономику. К восьми годам он мог читать, а главное — понимать труды Платона, в 12 освоил политическую экономию. За блестящее образование пришлось платить низким эмоциональным развитием.
Такие человеческие чувства как горе, скука, восторг воспринимались в качестве переменных, которые нужно оптимизировать или вовсе игнорировать. Несколько раз Милль переживал сильнейшие психические срывы. В конечном итоге он обнаружил, что не способен радоваться чему-либо. У философа возник законный вопрос: возможно ли вообще всеобщее счастье, если он, так мастерски управляющий эмоциями, не чувствует ничего подобного?
По словам Милля, в какой-то момент его мир рухнул. Стараясь свести мораль и этику к математической формуле, Джон Стюарт Милль пришел к поэзии Вордсворта, которая как раз воспевала жизнь, наполненную неконтролируемыми эмоциями. Перенасыщенный разум и голодающее сердце привели философа к смятению и полному разочарованию в собственных идеях.
3. Людвиг Больцман — порядок и хаос во Вселенной
Людвиг Больцман всегда называл себя физиком, но его идеи опережали время, потому многие коллеги считали их скорее философскими. Что, если порядок во Вселенной и законы физики объясняются не статистической механикой, а хаотическим движением бесчисленных атомов? Стоит отметить, что само существование атомов к тому моменту еще не было доказано и воспринималось как очередная псевдонаучная гипотеза, мало отличающаяся от божественного сотворения мира.
Больцман ввел понятие энтропии, согласно которому все естественные системы эволюционируют от порядка к хаосу. Получалось, что мы живем в нестатичной и невечной Вселенной. Более того, происходит необратимое движение к тепловой смерти. То есть энергия во Вселенной распределится таким образом, что никакие взаимодействия (даже на атомном уровне) не станут возможны.
Вероятно, ты заметил немало знакомых терминов и определений. Сегодня вся космология строится на идеях, выдвинутых Людвигом Больцманом в XIX веке. Однако современники не были готовы к революции в физике и яростно противостояли мыслителю. На фоне бесконечных нападок у Больцмана развилась хроническая депрессия, закончившаяся трагедией в 1906 году. Во время отдыха в Италии физик свел счеты с жизнью прямо в гостиничном номере. Всего через несколько лет существование атомов было доказано. Теперь на его надгробии выбита формула энтропии (S = k log W).
Как прожить счастливую жизнь: видение знаменитых философов
4. Карло Микельштедтер — полная самодостаточность
Итальянский философ и поэт считал, что почти все люди живут в неискренности и фальши. Там и тут мы опираемся на внешнюю среду, ищем поощрение со стороны, с помощью рутины отвлекаемся от действительно значимых вещей. Карло Микельштедтер называл такое существование отрицанием смерти и страхом взглянуть на абсурдность жизни.
Основа философии Микельштедтера заключалась в полной самодостаточности, которая достигается отказом от иллюзий, в том числе и личных, а потому субъективных ценностей.
Идея вызывает множество вопросов. Например, жизнь человека — это ценность какого порядка? Согласно взглядам философа, даже надежда является риторическим приемом, с помощью которого мы занимаемся самообманом. Настолько абсолютной ясности мыслей требовал Карло. Его единственный крупный труд «Убеждение и риторика» был завершен в 1910 году. В тот же день молодой человек зарядил револьвер и пустил пулю себе в грудь. Сегодня творчество философа называют манифестом смирения, принятым на краю пустоты.
5. Жан-Жак Руссо — коллективная воля
Концепция «коллективной воли» стала одной из самых противоречивых идей в эпоху Просвещения. Согласно Руссо, обществом должны управлять не короли или влиятельные группы людей, а воля народа, направленная на достижение всеобщего блага. Революционная идея определенно несла угрозу. Если народная воля требует всеобщего конформизма, то инакомыслящие превращаются в изменников и врагов. Истинная всеобщая свобода требовала пожертвовать личными убеждениями и желаниями.
Неудивительно, что труды Жан-Жака Руссо нашли сторонников среди как демократических, так и авторитарных сил. Слишком просторным оказалось поле для интерпретаций. С одной стороны, на протяжении многих веков монархия олицетворяла волю народа. Но с другой — эта же коллективная воля стала оправданием террора во время Великой французской революции.
Несмотря на известность, Руссо не пользовался популярностью в обществе. Современники уверяют, что философ оказался поражен комплексом преследования. Руссо всюду видел заговорщиков, клеветников и предателей.
Покинув Париж, он предпочел провести последние годы в полном уединении, написав еще несколько биографических очерков, напоминающих оправдательную речь для суда. В последнем крупном труде «Размышления одинокого странника» Руссо рассказывает о воображаемых врагах и постоянной слежке.
Теория «коллективной воли» не позволяла ему разглядеть отдельных людей, все окружающие превратились в единого недоброжелателя. Безусловно, блестящий ум своей эпохи встретил смерть в полном одиночестве, при этом был охвачен паранойей.