Да, некоторые из этих фильмов мы уже советовали тебе в рамках рубрики «Кино по субботам», но сегодня наша цель – не познакомить тебя с чем-то новым, о чем еще не было написано, а рассказать о тех картинах, которые по-настоящему нас впечатлили, затянув с головой в свою невероятную атмосферу и оставив после себя приятное послевкусие.
1. «Девушка с татуировкой дракона» (Män som hatar kvinnor), 2009
Экранизация первой части знаменитого «Миллениума» шведского писателя Стига Ларссона, повествующая о скандальном журналисте Микаэле Блумквисте и девушке-хакере со сложным прошлым Лисбет Саландер, которые расследуют таинственное похищение племянницы крупного магната, произошедшее 40 лет назад. Датчанин Нильс Арден Оплев с бюджетом всего в 13 000 000 $ смог создать по-настоящему тягучее и завораживающее кино. Одной из основных изюминок шведской экранизации является эпатажный, дерзкий образ Лисбет. Ее холод и жесткость идеально гармонируют с общей немногословной, по-северному суровой атмосферой, которой пронизан весь фильм.
Надо отметить, что Стиг Ларссон был общественным деятелем, и социальные проблемы Швеции находят свое отражение в его произведениях. Оригинальное название «Män som hatar kvinnor» в переводе со шведского означает «Мужчины, которые ненавидят женщин». Жестокое, но весьма атмосферное скандинавское кино, в которое погружаешься с первых минут. Кстати, есть еще американская экранизация 2011 года, которая, к сожалению, получилась какой-то совсем бездушной и унылой по сравнению с описываемым вариантом. Да и главная героиня нас не впечатлила.
2. «Дорога» (The Road), 2009
Похоже, 2009 год был урожайным на годное кино. Перед тобой постапокалиптическая драма с Арагорном в главной роли (Вигго Мортенсен). В основном все фильмы на данную тематику — это самые незатейливые боевики. Здесь же действий немного, но картину это ничуть не портит. Это философская драма об отношениях отца и маленького сына, которые стараются выжить на изуродованной катаклизмами планете, где единственная надежда — это дорога. Пейзажи, локации, цвета создают настолько безнадежную атмосферу тотального мрака, что после просмотра осадок остается как минимум несколько дней. Фильм о человеческой природе (той самой, которая в обычной жизни скрыта), об ответственности, долге и о толике надежды, которая, несмотря ни на что, все еще тлеет где-то внутри.
3. «Неблагоприятные кварталы» (Ill Manors), 2012
Социальная драма о жизни шести прямо не связанных между собой человек, которые стремятся выжить на самом дне общества. Бен Дрю, режиссер картины, также является хип-хоп исполнителем, известным под псевдонимом Plan B, и по сути он снял фильм о своем детстве на британских улицах. Это совсем не та бунтарская Британия, которую мы видели в нашумевшем «Это Англия», — нет здесь и намека на английскую интеллигенцию. Это очень реалистичная картина, без прикрас, о жизни молодежи на улицах провинциальных городов, которая смотрится на одном дыхании. Описание предысторий героев сделано в форме речитатива, что выделяет этот фильм на фоне других криминальных драм. «Неблагоприятные кварталы» не стоит считать очередным манифестом потерянному поколению. Наоборот, картина о том, что прежде всего всегда нужно оставаться человеком, в каких кругах и ситуациях ты бы ни оказался.
4. «Беспечный ездок» (Easy Rider), 1969
Нестареющая классика, одно из культовых произведений в контркультуре и вообще в кинематографе. Сюжет несложный: два друга устали от жизни в системе, купили себе по чопперу, прежде символично выбросив часы на дорогу, и отправились путешествовать по Америке 60-х годов. Фильм полностью пропитан духом бунтарства, свободы от всевозможных правил, рамок, устоев общества, начиная от образов героев и заканчивая великолепным музыкальным сопровождением, включая легендарный хит Steppenwolf «Born To Be Wild». Но это фильм ценен не только атмосферой — каждый диалог в нем незатейлив, но содержит кучу информации для размышления о смысле и правильности жизни, о конформизме, присущем массам, и своем месте в обществе. Такое пропускать никак нельзя!
5. «Вальгалла: Сага о викинге (Valhalla Rising), 2009
История немого воина по прозвищу Одноглазый (Мадс Миккельсен), пребывавшего долгое время в рабстве, но сумевшего освободиться и впоследствии попасть в поход с викингами. Глубокий фильм на религиозную тематику, достаточно провокационный и многослойный артхаус от известного датского режиссера Николаса Рефна. Бесподобные пейзажи, необычное музыкальное сопровождение, актерская игра Мадса Миккельсена и, собственно, сам видеоряд делают фильм в своем роде уникальным, несмотря на сложность восприятия. Картина для тех, кто любит хорошенько подумать и просто посмотреть качественную работу.