1. Противься желанию говорить «вы» или «ты»
Из-за нашего желания быть всегда правым или защищенным мы предпочитаем в разговоре придавать слишком большое значение словам другого человека. Это происходит непроизвольно и выражается фразами «ты сделал это» или «ты сказал так». Подобные формулировки прокладывают связь между твоими ожиданиями и заявленной ответственностью собеседника. В результате этого между вами вырастает еще большая стена недоверия. Отказавшись от личных местоимений «ты» или «вы», снимается напряжение в разговоре, а собеседник перестает чувствовать себя виноватым. Таким образом, ваше общение станет более конструктивным, где существует лишь объективное видение проблемы.
2. Используй «что» вместо «почему»
Вопрос является самым действенным инструментом для понимания того, что происходит в сознании другого человека. Тем не менее от его формулировки зависит, что последует дальше: сближение с человеком или, наоборот, его отстраненность. Слово «почему» обладает слишком большой глубиной, что усиливает степень эмоционального давления на собеседника. Оно пронзает сознание, придавая диалогу оправдательный подтекст, что заставляет человека порой отвечать грубостью. Слово «что» значительно смягчает конструкцию вопроса, снимая инквизиторский тон. Оно имеет более нейтральный смысл, сосредотачивая твое внимание на самой проблеме, а не на собеседнике. Есть большая разница между «Почему ты так сделал?» и «Что стало причиной произошедшего?». Обвинительный подтекст вопроса меняется на сопричастный, и собеседник не будет себя чувствовать как ответчик в зале суда. Другими словами, «почему» противостоит индивидууму, а «что» противостоит ситуации.
3 правила общения, которые повысят твою продуктивность
3. Не идентифицируй себя со словами собеседника
Привычка принимать все на свой личный счет убивает на корню любую перспективу конструктивного диалога. Субъективное восприятие чужого мнения заставляет реагировать на него эмоционально. Поэтому не стоит идентифицировать с собой слова других людей, если они напрямую не указывают на это. Это же касается и тех ситуаций, когда ты оцениваешь проблему через краткосрочную эмоцию. Например, если девушка разбила твою машину, то краткосрочной реакцией может быть злость. Но другая реакция имеет более долгосрочный посыл и подразумевает заботу о здоровье девушки, в случае если авария произойдет снова.
4. Не воспринимай разговор одномерно
Невозможно добраться до правды в разговоре, если каждый будет оценивать ее по-своему. Общение заходит в тупик, если ни одна из сторон не пытается взглянуть на ситуацию с нескольких сторон. Предвзятость и гордыня становятся препятствием во многих сферах жизни, и общение с людьми не является исключением. Чтобы понять другого человека нужно, хотя бы на время отказаться от своей точки зрения. Таким образом ты предоставляешь свободу своему собеседнику, что не только открывает дорогу новым идеям, но и создает положительную динамику дальнейшего взаимодействия. Это не значит, что ты должен всегда соглашаться с чужим мнением. В первую очередь важен процесс двусторонней коммуникации, когда вы оба даете шанс принять мнение другого.