Слушай подкасты нашей студии
Слушать

3 важных параметра, на которые необходимо обратить внимание при выборе светового оборудования

На рынке светового оборудования масса вариантов: большие, маленькие, диффузионные, прецизионные источники света. Однако при всём многообразии выбрать подходящие и грамотно осветить кадр даже с профессиональными инструментами сможет не каждый. Конечно, проще залить всю сцену светом равномерно и забыть о вариациях раз и навсегда, нежели скрупулёзно создавать характер, контраст и разделять планы.

На киноплощадке бригада профессионалов сделает всю работу, и кадр у тебя получится отменный. Но если вдруг тебе лично приходится совмещать функции режиссёра, оператора и осветителя, то задача в разы усложняется. Когда бюджет ограничен, вряд ли удается снимать на больших площадках, поэтому ты пытаешься не засветить задний план и мучаешься с широкоугольным объективом, чтобы в кадр не попали стойки со светом.

А ведь сегодня управление освещением гораздо легче, чем оно было много лет назад, когда создавались многие известные фотографии и снимались культовые фильмы. И это заслуга как раз производителей светового оборудования, которые делают как технически сложные варианты, так и те, что попроще. Вместе с Akurat Lighting мы разберемся, на что обратить внимание при выборе светового оборудования.

Размер


Основное правило освещения гласит, что источник света должен быть сопоставим по своему размеру с расстоянием до объекта (то есть панель не должна находиться дальше двух диагоналей от него) и с размером самого объекта. Чем больше световая панель, тем лучше — предельно просто и логично.

Напрашивается закономерный вывод: если ты снимаешь на видео человека не во весь рост, а только по пояс или даже крупным планом, то можно выбрать источник небольшого размера, ведь качественно осветить требуется только лицо. Для выездной съемки это действительно предпочтительно, потому что таскать с собой огромные «светильники» совсем неудобно. Как правило, для таких условий подойдет любой источник размером даже 40 × 40 см. Он эффективно осветит лицо человека и, даже если потребуется снять поясной портрет, отработает на все сто. Экспозицию ты будешь выставлять по лицу, поэтому плавное спадание мощности света на корпусе будет комфортно смотреться в кадре.

Здесь мы можем использовать разный тип света: диффузионный, когда светодиоды распределены равномерно по панели или через диффузионный материал, или прецизионный, регулирующий угол рассеивания за счет использования разных современных технологий, шторок или сот.

Чтобы снять общий план, осветив человека равномерно, ты можешь воспользоваться более крупной световой панелью или модификатором вроде скрима. Он позволит раскинуть тот же самый источник на большую площадь и получить мягкий свет на объекте. Возможно, ты знаешь, что киношники используют совершенно обычные прожекторы, но применяют гигантские скримы 2 × 2 м или даже 3 × 3 м — так можно осветить целое помещение, чтобы создавалось ощущение дневного света из окна. Размер источника света зависит от задачи, и здесь всегда есть простор для экспериментов.

Узнать подробнее об осветительном оборудовании

Рассеивание


Рассмотрим еще один значительный параметр — рассеивание. Чем больше площадь источника, тем больше на ней помещается светодиодов, а значит, суммарная выходная мощность вырастает. И этот свет ты можешь раскидать равномерно по помещению или сфокусировать на объекте при необходимости. И если у тебя совсем небольшая панель, выдающая скудное количество света, то ты уже начинаешь считать… Нет, конечно, не деньги — джоули.

Ты уже знаешь, что большая панель позволяет снимать более общие планы, равномерно освещая как, например, ноги человека, так и его лицо. А если отодвинуть от него источник слишком далеко, свет станет жестким. Как результат — глубокие тени под глазами, носом, на шее и даже акцентированные морщины.

Представь, что съемка идет не на улице, а в небольшом помещении с низкими потолками, то есть в любой среднестатистической квартире экономкласса. Допустим, всё происходит в комнате 3 × 5 метров с потолком высотой 2,75 метра. Ты ставишь свет на уровне человека, то есть довольно близко к потолку, и направляешь непосредственно на него. Если используешь обычный диффузионный свет, который разлетается во все стороны, то он теоретически не должен долетать до фона в таком большом количестве. Так получится избежать странного микса света на заднем плане, и его можно будет использовать как угодно, воплощая любые идеи.

1. Без подсветки фона с использованием прецизионного света.

2. Подсветка фона с использованием прецизионного света.

3. Результат рассеивания от диффузионных панелей с отдельной подсветкой фона.

4. Результат рассеивания от диффузионных панелей без отдельной подсветки фона.


Но когда ты решаешь раскрасить бэкграунд иначе за счет регулировки цветовой температуры или цветных фильтров, то выходит не совсем красивая картина: фоновый источник, который априори слабее, забивается основным, будто становясь грязным. Естественно, увидишь ты это только после сравнения хотя бы с обычными шторками. Но и они отсекают лишь часть разлетающегося света.

В любом небольшом помещении использование шторок является практически обязательным, однако с их помощью решить проблему полностью тоже не получится. В этом случае спасают находчивость и нестандартный подход.

Поскольку за последние годы в оптике революций было не так много, то в свете применялись решения по принципу «всё новое — это хорошо забытое старое». К примеру, линзы Френеля, которые всегда использовались на прожекторах в масштабном кинопроизводстве. Но в большом кино и прожекторы были немаленькими. А тут смелые ребята из Польши предложили такими линзами оснастить каждый светодиод и таким образом дополнительно снизить росплеск света. При правильном позиционировании тебе удастся эффективно сократить росплеск, а если его комбинировать со шторками, то можно считать, что до фона он вообще не долетает.

Узнать подробнее о диффузионных панелях

Идеи


Сегодня прецизионный свет — основа любого видео или фото, ведь ты хочешь контролировать все аспекты. Его можно использовать в фото при съемке «предметки»: он одновременно не улетает далеко и дает мягкий световой поток на коротких расстояниях.

Подобное решение позволяет качественно осветить большой объект с нужным углом рассеивания — достаточно сменить линзы на источнике. Его можно использовать и в более интеллектуальных решениях, когда требуется не просто свет, а именно пучок света, вроде имитации прожектора, но в более компактной реализации.

Прошли времена лампочек Ильича, когда сам искусственный свет был альтернативой темноте вокруг. Сегодня ты вполне уверенно можешь выбирать свет именно под свои задачи — хоть всё вокруг заливай светом, хоть точно бросай его на нужный объект, получая массу креативных преимуществ.

Купить осветительное оборудование

Источники света Akurat Lighting используются ежедневно на крупнейших телевизионных станциях в Европе. Их выбирают кинопроизводственные компании, рекламные агентства, а также операторы, работающие в видеоиндустрии. Для изготовления ламп компания использует только проверенные компоненты от известных производителей. При этом соотношение цены и качества тебя приятно удивит.

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)