Кажется, ироническое отношение к реальности сегодня — единственная мера, удерживающая разбушевавшийся рассудок от тотального паникерства.
Сама способность к ироническому взгляду — одна из ключевых и все более важных характеристик человеческого существования. Вооружившись иронией, неуязвимой мировоззренческой оптикой, нам легче переносить любые кризисы, будь то личностные или социальные.
За окном бушует пандемия, экономический спад и прочие несчастья — всё это не беда, когда есть множество способов поиронизировать над собой и своим положением.
Как и многое другое, ирония появилась в Древней Греции и буквально означает «притворное знание» или «притворное самоуничижение». Оставаясь в «притворном» регистре, мы во многом обособляемся от нелицеприятных проявлений жизни и чувствуем себя в безопасности — и в этом нет ничего плохого.
Однако и у этого метода есть свои недостатки. Тут важна черта, за которую не стоит переходить, иначе ты рискуешь навсегда остаться наедине со своей выразительной фигой в кармане — совсем растерять друзей, перестать верить в себя и относиться к чему-либо всерьез.
1. Кризис веры
Бывает, что от душеспасительной иронии с всеразлагающим, ядовитым цинизмом остается всего ничего. И это первый сигнал к тому, чтобы бить в набат и пытаться усмирить своего внутреннего критика.
Вера — главная составляющая любого созидательного действия. И речь тут не о религиях земного или небесного спасения.
Гипертрофированная ирония разлагает веру, как карантин — твои шансы завести девушку. Тонкий, уместный подкол и злорадная, навыкате насмешка — совсем не одно и то же.
2. Ложное спасение
Самоирония — невероятно полезное и зрелое свойство, подчеркивающее твой эмоциональный интеллект и способность к критическому мышлению.
Другое дело, когда ты не в состоянии смотреть и относиться к себе никак иначе, кроме как через призму самоиронии.
Сперва кажется, что шутовское самоуничижение — универсальная пилюля от всех проблем. С помощью самоиронии ты как бы манифестируешь свою неспособность взять себя в руки — и тем самым лишаешь окружающих возможности осуждать тебя.
В действительности дело обстоит куда хуже: при таком мировоззрении незначительные неудачи воспринимаются как неизбежные закономерности, а вечно вышучивая свои проколы, ты самоустраняешься от их решения. И постепенно привыкаешь к тому, что борьба и сопутствующие любому успеху сверхусилия — это не про тебя.
Если ты сам не воспринимаешь себя всерьез, то и у других нет причин смотреть на тебя серьезно.
3. Вненаходимость
Отшучиваясь от неприятных проявлений действительности, ты очень быстро окажешься в безвоздушном сферическом вакууме наедине с собой и своими комплексами.
Звучит избито, но не будет лишним подчеркнуть: если ты воспринимаешь мир критически, не оставляя себе шанса на детскую, первобытную, удивительную радость открытия, то и жить тогда незачем.
У скучных, вечно прицокивающих, пресыщенных в своём элитаризме людей зачастую отсутствует способность к удивлению. «Всё мы видели, всё знаем, это уже было».
Но — внимание! — отметая от себя всю кажущуюся вторичность, третьесортность и посредственность, ты имеешь все возможности так и не найти ничего поистине увлекательного и новаторского.
Способность к удивлению — куда важнее беспощадной и едкой критики. Даже если эта критика приправлена изворотливой иронией.
Краткая история мысли: мировоззренческие концепты от Античности до наших дней
Комментарии
(0)