Культура
09 января, 2016

Кино по субботам #52

Есть страна – земля там богата, а люди доверчивы и простодушны.

Ты удачно зашёл, бродяга бродьюда. Посмотри, какие фильмы мы подготовили специально для тебя. Скоро на работу и учёбу, скоро праздникам конец, и душевному спокойствию пи… В общем, суровые трудовые будни. Поэтому настраиваемся, хватит отдыхать. Твоему вниманию – полные отчаяния и безумия (ну, кроме последнего) художественные фильмы.

1. Вой (Howl), 2015

Праздники подошли к концу, осталось пережить Старый Новый год и погрузиться в серую обыденность. Чтобы привыкание шло быстрее, рекомендуем отменный фильм ужасов, где на протяжении почти 90 минут стоит мерзкая соплипровоцирующая погода, как в конце марта. А как иначе, Англия же. Эти кривозубые, со смешной губой и неправильным английским господа решили напомнить миру про истинную сущность оборотней, которые благодаря вампирским байкам стали ассоциироваться с накаченными пуэрториканцами со взглядом, говорящим «prepare your anus».

А здесь всё в лучших традициях жанра. Радует хотя бы то, что фильм не похож на типичный молодёжный трэш-шапито-ужастик со школьницами-проститутками, качками-переростками и венерическими заболеваниями в главных ролях. Тут нет бутафорских рек крови, даже стоны кажутся искренними. Может, только кажутся, но фильм действительно более естественный и стильный, чем большинство его «соплеменников». Даже главные герои радуют – интересная, разношёрстная компания.

Несмотря на то, что весь фильм герои почти не покидают поезда, зрителя это вовсе не напрягает, не дает заскучать. В данном случае замкнутое пространство – скорее, плюс к сценарию, нежели минус. Это, разумеется, не самый лучший фильм про волосатых рычащих мужчин (это мы про оборотней, а не про кавказцев), но внимания, бесспорно, достоин.

2. Человек-слон (The Elephant Man), 1980

Это классика, это знать надо! Маэстро медитаций и смыслов Линч в очередной раз пустился в странствие по плодородным рекам чудовищ, вызывающим презрение у окружающих. До этого была триумфальная «Голова-Ластик», на этот раз – более деликатный и прошибающий на слезу «Человек-слон». История имеет под собой реальную основу. Жил в 19 веке такой человек, как Джона Меррика, страдавший редчайшей болезнью, вызывавшей чудовищные деформации тела. Здесь то же самое: урод, отвергнутый обществом, интересный разве что цирку уродов да доктору-физиологу для исследований. Однако под уродливой личиной скрывается воспитанный, абсолютно нормальный и духовно развитый человек. И это самое страшное.

Неизвестно, для кого это большая трагедия: для врача, по-человечески привязавшегося к объекту своих опытов и пытающегося доказать людям, что что он не урод, а человек, или для смирившейся со своей незавидной участью жертвы неудачной шутки природы. Вот такая история о человеческой беспомощности. Страшно, когда ты психически здоров, когда ты понимаешь, что уродлив, когда понимаешь, почему вызываешь отвращение у людей, но ничего не можешь с этим поделать. Фильм может показаться затянутым, скучным, но обязательно попробует прошибить слезу. Но не забывай режиссера картины. Он никогда не ограничивался простой слезой, а значит, у фильма гораздо более глубокий смысл.

3. Замёрзшие (Frozen), 2010

Вообще, фильмы со слоганами вроде «Не всматривайся в бездну, иначе бездна глянет на тебя» отдают такой дрянной дешевизной, которой не воняли даже «Помидоры-убийцы». Как правило, даже последние фильмы Джонни Деппа не переоценены настолько, как фильмы с такими слоганами. Так думал и я. Но зачем-то сел, посмотрел и удивился. А ведь неплохой фильм, несмотря на некую шаблонность. Все фильмы, где действия разворачиваются в одном месте, отдают шаблонностью. Но здесь на удивление много оригинальности.

Трое студентов. Горнолыжный курорт. Остановившийся подъемник. Ночь. Холод. Ветер, снег, тишина и волки. Вот и все, что нужно знать об этом фильме до его просмотра. Вот и все, что нужно рассказать о сюжете.
Яркий пример того, что триллер может вполне быть без оторванных конечностей и рек крови. Достаточно снять простые сцены по-особенному и прописать диалоги так, чтобы у зрителя мурашки под ногтями бегали.

4. Рейд (The Raid), 2011

Немного индонезийского треша, с обилием драк, крови, цитатами Росомахи и традиционным азиатским пониманием, что такое хорошо, и что такое оторвать голову ногой своему врагу.
Одним утром команда спецназа получает задание: проникнуть в одно здание и захватить одного очень известного преступника. Казалось бы, это несложная задача для натренированных военных. Но дело в том, что этот преступник, словно бог в криминальном мире. Весь дом, который состоит из 30 этажей, принадлежит ему, а все живущие в нем – подчиненные. И чтобы всё обошлось без проблем, операция по захвату должна пройти бесшумно. Но по одной очень глупой ошибке всё срывается, и все преступники понимают, что внутри дома – чужаки. И начинается беззастенчивый экшн с обилием драк и каскадёрских приёмов, которым могут позавидовать фильмы с Джеки Чаном.

Не обошлось без глупостей, идиотских пафосных диалогов. Ну, а как иначе, это ведь индонезийский боевик. Тут главное – драки! Тут вообще сплошной экшн, мало смысловой нагрузки и сюжет нужен только для оправдания кровавой бани, творящейся на экране. И что немаловажно, музыку писал Майк Шинода из Linkin Park, который уже много лет ласкает нежные ушки слушателей своим дисторшном. Если хочется крови, если нужен фильм, где ни о чём не надо думать, а просто смотреть на изящный кровавый вальс, то пожалуйста – потные разборки в стиле «моё кунг-фу сильнее твоего» под «запилы» какой-то Шиноды.

5. Русская игра, 2007

Русский фильм, снятый русскими и очень по-русски. Даже итальянский актёр (который на самом деле швейцарец) попался такой, который без конца играет в русских фильмах. Даже в «Агенте национальной безопасности» с Лёхой Николаевым куралесил. Так что понять загадочную русскую душу для него не было столь проблематичным.

Фильм снят по мотивам произведений Гоголя, в оригинале – «Игроки», а у Чухрая – «Русская игра», что расширяет рамки. Веселая и лихая история про картёжников с изящным сукном карточных салонов и лихим, достойным дать фору заграничным криминальным комедиям сюжетом. Если речь про картёжников, скучно не будет. Нет, не как у Гая Ричи, а в духе гоголевского времени. В остальном – отличный добротный фильм про излюбленные темы: невероятные приключения иностранца в России, про XIX «золотой» век да про загадочную русскую душу, что к азарту, щедрости, грехам да искуплению тянется.

А самое главное – актёрская игра. Чухрай собрал хороших русских актёров (Гармаша, Маковецкого и т. д.) и в очередной раз доказал, что русских классиков должны экранизировать опытные русские режиссеры. Никакого национализма и творческой экспроприации. Русская классика – ценность общемировая, но у наших как-то душевнее выходит. И надо признать, что если бы не оригинальный текст Гоголя, то так хорошо не получилось бы.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: