Слушай подкасты нашей студии
Слушать

10 советов, чтобы пережить авиакатастрофу

авиакатастрофа

Мы боимся того, что редко встречаем. Хороший пример — как мы относимся к полетам на самолетах. Они нам кажутся очень опасными, а авиакатастрофы — жуткими, потому как мы думаем, что в них никто и никогда не выживает. Между тем статистика — упрямая вещь. Она говорит, что ежегодно в автомобильных авариях погибает больше людей, чем в авиакатастрофах, а мы упрямо продолжаем бояться. Почему? Благодаря фильмам-катастрофам и новостным каналам, которые показывают жутчайшие крушения авиалайнеров в самом ужасающем свете.

Однако, чувак, не всё так ужасно. Был проведен анализ авиакатастроф с 1983 по 2000 год, и выживаемость в них составила, ни много ни мало, 95,7%. Конечно, случаются и такие крушения, когда погибают все или почти все находящиеся на борту люди, но это происходит гораздо реже, чем ты думаешь, глядя на экран телевизора. Даже во время серьезных аварий с огнем и взрывами всё равно выживает 76,6% людей.

Вкупе с относительной редкостью авиакатастроф эта статистика звучит весьма оптимистично, поэтому авиацию можно считать едва ли не самым безопасным видом транспорта. В среднем добираться на автомобиле на работу из дома и с работы домой гораздо опаснее, но ты не замечаешь этого, потому что у автомобиля есть четыре колеса, которые едут по земле.

Очень важно отметить еще один интересный факт насчет авиакатастроф: 40% смертельных исходов приходятся на долю тех людей, которые потенциально могли выжить. Вдумайся: чуть меньше половины всех погибших в авиакатастрофах могли остаться в живых, если бы отреагировали на происходящее надлежащим образом.

В общем, авиакатастрофы — явление редкое, но фантастическое. Если тебе доведется оказаться в такой экстремальной ситуации, как можно повысить свои шансы на выживание? В сегодняшнем посте мы дадим тебе десять советов, которые могут тебе помочь.

1. У тебя есть 90 секунд, чтобы выбраться

Понимание этого — ключ к выживанию, это рамка для всех остальных советов в этом посте. Если ты всё еще жив после приземления, у тебя много шансов выбраться из самолета живым, но на это у тебя есть всего полторы минуты.

Большинство пассажиров умирают не от столкновения, а от огня, пожирающего самолет после него. Люди не могут поверить, что самолет грохнулся на землю, а они до сих пор живы, и начинают думать, что худшее позади. Они в большинстве своем недооценивают скорость, с которой огонь распространяется по самолету. Исследования показывают: большая часть людей считает, что выбираться из самолета можно и по полчаса. На самом деле в среднем у них есть на это всего 90 секунд: за это время огонь успевает распространиться по алюминиевому фюзеляжу, и загорается всё и все, что встанет у него на пути. Да уж, звучит страшно. Так что потрудись вытащить свой зад из самолета за это время.

2. Будь в форме

Мало того, что исследователи подсчитали среднее время, необходимое для выживания, и процент выживаемости, так они еще и попытались установить, какие люди выходят из авиакатастроф целыми и невредимыми (ну, по меньшей мере целыми).

Оказалось, что на 31% время, требующееся на эвакуацию, зависит от различий в возрасте, поле и объемах пассажиров. Чтобы выбраться из потерпевшего крушение самолета, необходимо быстро пробираться через узкие проходы, багаж и разный сломанный хлам, который будет встречаться на твоем пути. Нужно будет расчищать себе дорогу, отбрасывать от себя тяжелые предметы. Необходимо быть в состоянии проскользнуть через узенький запасный выход. Это тяжело, если у тебя много лишнего веса и ты в плохой форме.

Если ты будешь в плохой форме, это не только снизит твои шансы на выживание, но и поставит под удар чужие жизни, потому что людям придется ждать, пока ты доберешься до выхода. Когда кто-то застрял в запасном выходе и не дает другим пройти, это может стать причиной многих и многих смертей. Например, в 1991 году произошла катастрофа. В обломках были найдены останки десяти пассажиров, выстроившихся в очереди и ожидавших у запасного выхода: чувак застрял в нем и погубил их всех.

Если ты еще не занимаешься спортом, ты понимаешь, что я хочу тебе посоветовать. Если ты уже встал на путь тренировок, сделай упор на мускулы, которые помогут тебе быстро бегать и разовьют силу рук (это важно не только в случае авиакатастрофы, но и в других ситуациях, где надо выживать). Даже у нас есть масса программ для тренировок. И диеты у нас есть.

3. Выбирай самолеты побольше

Если у тебя есть возможность выбрать исполинский лайнер, используй ее. В соответствии с результатом проведенных исследований, большие самолеты во время катастрофы поглощают больше энергии, поэтому ты подвергаешься меньшей опасности, а значит, твои шансы выжить повышаются.

4. Правило пяти рядов

Выживание зависит и от того, какое место в самолете ты займешь. Как выяснилось в ходе исследований, самые безопасные места находятся в задней части самолета. С несколькими оговорками.

Чуваки, посвятившие жизнь изучению авиакатастроф, установили, что все катастрофы (вот это сюрприз!) разные. Конечно, происходит много крушений, когда самолет втыкается во что-то носовой частью, поэтому-то хвостовая часть и считается более безопасной. Однако бывают случаи, когда крушение начинается с хвостовой части или даже с крыла. Ты же не знаешь, что тебя ждет. Вместо стараний отхватить себе место поближе к хвосту лучше постарайся сидеть рядом с запасным выходом. Обычно в катастрофах выживают люди, сидящие в пяти рядах от запасного выхода (не имеет значения, вперед или назад). За пределами этих пяти рядов шансы выжить резко падают.

Лучше всего сидеть на ряду, где расположен запасный выход. Если попасть туда не удалось, позаботься хотя бы о том, чтобы сидеть у прохода. Мало того, что тебе не придется никого беспокоить, чтобы выйти в туалет, так это еще и повышает твои шансы на выживание до 64% (что выше, чем 58%-ный шанс чувака, сидящего у окна). Также следует избегать рядов рядом с перегородками. Конечно, там больше места для ног, но если произойдет катастрофа, стены окажутся более хрупкими, чем впереди стоящие кресла.

Из правила пяти рядов есть исключения: встречаются люди, сидевшие в 19-ти рядах от выхода во время катастрофы и сумевшие выжить. Всегда есть вероятность, что дверь аварийного выхода заклинит или перед ней создастся пробка. Однако в принципе шансы выжить, повторюсь, выше в пяти рядах от выхода.

5. План действий

Частенько в последнее время мы говорим о нормальном распределении, или кривой Гаусса. Наш мозг так устроен, что он воспринимает всё в соответствии с этим законом, как будто события всегда развиваются предсказуемо. В нормальной ситуации, возможно, всё так и было бы, но авиакатастрофа — не тот случай. Это экстремальная ситуация, здесь нет никакого понятия нормы, а наш мозг не может сразу этого осознать. Вместо этого он начинает обдумывать, что такого страшного, собственно, происходит, и почему это ненормально.

Закон нормального распределения является причиной многих смертей, которых можно было избежать в авиакатастрофах. Вместо того чтобы немедленно действовать после крушения, люди одупляют. Кто-то даже начинает искать ручную кладь.

В авиакатастрофе 1977 года привычка к закону нормального распределения убила 583 человека, это была одна из самых страшных авиакатастроф за всю историю. Два аэробуса 747 столкнулись друг с другом прямо над взлетно-посадочной полосой на небольшом острове Тенерифе (Канарские острова, недалеко от Марокко). Вскоре после столкновения один самолет упал на землю и взорвался, погибли все 248 находившихся на борту пассажиров.

Другой самолет упал на землю, но не взорвался. Столкновение сорвало с него верхнюю часть, и самолет начал гореть. Выжившие во время столкновения пассажиры могли покинуть самолет и остаться в живых, но всё произошло слишком быстро. Пол Хек, пассажир этого самолета (которому, к слову, на тот момент было 65 лет), выжил. Он расстегнул ремень безопасности, схватил жену за руку и поспешил к ближайшему аварийному выходу. Они вместе с 68 другими пассажирами выжили, а остальные 328 умерли.

В интервью после этой трагедии Хек заметил, что большинство людей просто продолжали сидеть в креслах и вести себя, словно всё в порядке. Просто сидели и смотрели, как салон наполнялся дымом. Исследователи считают, что у пассажиров было чуть больше минуты, чтобы выбраться, прежде чем самолет поглотило пламя, и убеждены, что если бы те немедленно начали действовать, а не продолжали сидеть, словно всё в порядке, количество выживших было бы намного выше.

Чтобы преодолеть этот закон нормального распределения, у тебя должен быть план, что ты будешь делать в случае катастрофы, и его нужно обдумывать каждый раз, когда ты садишься в самолет. Помни, где находятся запасные выходы. Когда установишь, какой выход находится к тебе ближе всего, посчитай количество отделяющих тебя от него рядов. Даже если ты летишь ночью и огни будут погашены, в случае чего ты сможешь сориентироваться и понять, куда идти. Оцени сидящих рядом пассажиров, чтобы отметить, кто из них будет затруднять твое передвижение к выходу. Если ты путешествуешь с детьми, договорись с женой, кто будет отвечать за кого из детей в случае аварии. Помни о плане, пока самолет не остановится.

Еще одна причина, по которой важно иметь план на экстренный случай, это тот факт, что от экипажа мало помощи. Исследования показали, что лишь в 45% случаев экипаж хоть как-то помогает пассажирам. Будь готов действовать автономно и независимо ни от кого.

6. Прочитай инструкцию по безопасности и слушай бортпроводников

Еще один способ преодолеть закон нормального распределения — внимательно прочитать инструкцию по безопасности и послушать бортпроводников перед началом полета. Даже если ты часто летаешь и слышал это уже тысячу раз, послушай и в тысячу первый. Ты можешь думать, что и так всё знаешь, но исследования показывают, что регулярно летающие люди менее всего информированы о том, что делать в случае катастрофы, и реже всех могут преодолеть закон нормального распределения.

Перечитав инструкцию по безопасности, ты напомнишь себе, где находятся ближайшие аварийные выходы и что делать в случае аварийного приземления или приводнения. Когда прочитаешь инструкцию, подумай над своим планом еще раз.

7. Правило +3/-8

В мире авиации +3/-8 означает первые три минуты после взлета и восемь минут перед приземлением. В соответствии с исследованиями, практически 80% всех авиакатастроф происходят в это время. За пределами этих промежутков вероятность катастрофы намного ниже. Поэтому если ты хочешь повысить свои шансы на выживание, нужно быть особенно внимательным в течение первых трех минут после взлета и восьми минут перед приземлением. Как это должно проявляться?

  • Не спи.
  • Не выпивай перед тем, как поднимешься на борт. Во время катастрофы лучше быть трезвым.
  • Пристегни ремень.
  • Повтори свой план.

Не надо паранойи, просто будь начеку.

8. Надевай кислородную маску, как только она упадет

Внутри самолета нормальное давление, так что ты можешь дышать, как обычно. Когда самолет разгерметизируется, внутрь проникает воздух и оттуда улетучивается кислород, необходимый для дыхания. Поэтому и нужны кислородные маски.

Когда из панели над твоим креслом выпадает кислородная маска, ее нужно тут же надеть. Исследования говорят, что большинство пассажиров думают, что они могут продержаться без маски в течение часа. Нет. Всего несколько секунд. Всего несколько секунд без кислорода могут нарушить работу мозга. Если хочешь выбраться из самолета живым, тебе понадобятся все твои умственные способности, когда он приземлится. Поэтому следуй инструкции по безопасности и сначала надень свою кислородную маску, а уже потом помогай остальным. От тебя нет толка, если к мозгу не поступает кислород.

9. Сгруппируйся

Я всегда думал, что группировка — это очень глупо. Разве скрутившись в клубок легче выжить? Однако исследования показывают, что группировка действительно повышает шансы на выживание. Такая поза помогает снизить уязвимость головы и снижает вероятность, что твои конечности окажутся в какой-нибудь непредсказуемой позиции.

Кроме того, нужно, чтобы твой ремень безопасности был застегнут. Они ж не зря придуманы.

10. Забудь о ручной клади, подумай о детях

Итак, самолет упал, а вы всё еще живы. Время выбираться через запасной ход как можно скорее. Помни: в твоем распоряжении лишь 90 секунд.

Верь мне или не верь, но надо помнить: ручная кладь не важна! Она только отнимет твое время, не даст другим вовремя выбраться и может даже кого-нибудь поранить, если будешь вытаскивать ее слишком резко. Потом купишь новый iPad — конечно, если останешься в живых.

В спешке не забудь о детях. Такое случается. В экстремальных ситуациях мозг тупеет. Напоминай себе: «У меня есть дети. У меня есть дети». В идеале лучше разработать вместе с женой план, кто отвечает за какого ребенка.

Кому-нибудь доводилось пережить авиакатастрофу? Если так, делитесь с нами опытом в комментариях!

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(4)

Hamster

Информация интересная, но надеюсь в реальности не пригодится)

Paw_Junior

в Бойцовском клубе сказано, что кислород опьяняет) так ли это?

Cat

Не то что бы опьяняет,но дает чувство расслабленности,приятное чувство))Как то раз потеряла сознание в самолете. И потом 2 часа дышала кислородом,(с небольшими перерывами).
Было не дурно))

leshi_ck

А что делать, если самолет упал в воду?